ОПОЗДАВШИЕ НА ТОТ СВЕТ

Вчера в Армению начали доставлять тела погибших пассажиров злосчастного рейса Ереван-Сочи. А их родственники и члены правительственной комиссии вышли в море, чтобы спустить на воду венки в память о жертвах трагедии.

Прошедшие сутки в районе катастрофы самолета А-320 "Армянских авиалиний" продолжалась поисковая операция, в которой принимали участие почти 700 специалистов. По уточненным данным, на борту аэробуса находились 113 человек. Останки 53 уже найдены, тела 20 человек опознаны.
Все, кто летел из Еревана в Сочи рейсом номер 967, погибли. Однако список жертв мог бы быть длиннее. На сегодняшний день точно известно, что как минимум еще трое должны были оказаться в числе пассажиров. О них теперь говорят - "опоздали на тот свет".
25-летний Георгий Акопян - гражданин Грузии. 45-летний Гагик Саакян - гражданин Армении. Друг с другом они ранее были не знакомы. Оба приехали в аэропорт Звартноц, как и положено, заранее. Стали в очередь на визовый контроль. Все шло нормально. Но когда пришел черед Акопяна, у него возникла проблема. Как рассказал "Труду" эксперт службы контроля виз авиакомпании "Армавиа", сотрудник аэропорта обратил внимание на то, что в документах Акопяна было несоответствие маршрута следования. Приглашение - в Москву, а собирался лететь в Сочи. Эксперт долго изучал паспорт подданного Грузии. И в конце концов принял решение: этот гражданин лететь не может. Когда урегулирует это несоответствие маршрута - тогда и полетит. И сняли с рейса.
Знал бы в тот момент Георгий Акопян, что представитель визовой службы в тот момент подарил ему жизнь! Но отлученный от полета тогда только ворчал, проклиная чиновников.
Гагика Саакяна остановили у стойки за другое. Сотрудник визовой службы заинтересовался его паспортом. Документ был, как говорится, еще тот. Во-первых, сильно потрепан. Во-вторых, разрешительная запись на путешествие за границу была, как показалось, какой-то странной.
Заподозрив чуть ли не подделку, сотрудник авиакомпании решительно отказал в проходе на самолет и Саакяну. Тот тоже долго костерил "эти бюрократические порядки", но делать нечего - подчинился. Лайнер взмыл в небо без него. Позже, когда Гагик узнал о трагедии, он не поверил своим ушам. И с сердечной благодарностью вспомнил того самого "обюрократившегося" контролера виз из аэропорта.
И наконец есть еще один счастливчик, который должен был лететь на том самолете. Это - депутат Национального собрания Армении Ашот Агабабян. Корреспондент "Труда" застал его уже в Сочи - он прилетел туда на следующий день на опознание близких, оказавшихся в злополучном лайнере.
Вот что рассказал депутат: "Я действительно должен был лететь тем рейсом. Но накануне председатель нашей фракции подошел ко мне и сказал: "Сегодня мы будем обсуждать очень важный вопрос - тебе лучше остаться и присутствовать при его обсуждении". И я остался. На следующий день рано утром я узнал про авиакатастрофу. Тем рейсом летели мои друзья - Альберт Азарян, Бениамин Хачатрян, Атом Костанян и Славик Яралов с женой. Я быстро собрался и помчался в аэропорт. Вскоре уже был в Сочи. Впереди у меня очень трудные моменты: опознание, похороны друзей... Словом, это испытание придется выдержать. А еще я благодарен вашему президенту Владимиру Путину за то, что он объявил траур и в России. Действительно, это трагедия сразу для двух народов".
На момент подписания номера в печать из Сочинского морского порта на место падения подошли 18 судов и 11 катеров. По словам оперативного дежурного Главного управления по делам гражданской обороны и ЧС Краснодарского края Олега Архипова, там непрерывно несут дежурство спасательное судно "Ахилл" и буксир-спасатель "Капитан Беклемешев". Как отметил заместитель директора Департамента оперативного управления МЧС РФ Андрей Легошин, работы в районе ведутся по двум направлениям. Спасатели обследуют зоны маслянистых пятен, образовавшихся на месте катастрофы, и продолжают собирать обломки лайнера. Море спокойное, но выполнение этих задач затруднено из-за больших глубин - некоторые части аэробуса лежат на глубине до 500 метров. Поэтому из Москвы прислали самолет-амфибию МЧС Бе-200 со спецоборудованием для проведения глубоководных работ. Доставлены в том числе мощный гидролокатор С-1000 и телеуправляемый аппарат "Гном".
В пресс-службе МЧС корреспонденту "Труда" рассказали, что "Гном" - уникальная российская разработка, не имеющая аналогов в мире. В этом аппарате использованы самые современные компьютерные технологии. Он весит всего 2 кг и имеет размер 2-литровой пластмассовой бутылки. Управляется при помощи обыкновенного джойстика или пульта от игровой телеприставки. С его помощью можно проводить дистанционные подводные видеосъемки в местах, недоступных для водолазов. Но беда в том, что максимальная глубина погружения "Гнома" всего 150 метров. Вряд ли он пригодится в нынешних условиях. Похоже, прошлогодняя история с попавшим в аварию у Камчатки батискафом мало чему нас научила. Лишившийся почти всех спасательных средств Военно-морской флот тогда вынужден был прибегнуть к помощи иностранцев. Представитель ВМФ и сообщил нам, что несколько месяцев назад началось строительство современного океанского спасателя "Игорь Белоусов", но в строй он вступит лишь через четыре года. Пока участники операции больше надеются на авиацию: вертолеты МЧС Ка-32 и Ми-8 периодически обследуют район с воздуха. И как в прошлом году на Камчатке - на помощь иностранцев.
К российским спасателям присоединились специалисты французской компании "Эрбас", выпускающей аэробусы А-320. Их катер также находится в районе катастрофы. Установленные на нем приборы могут на большой глубине засечь радиосигналы, которые передают "черные ящики".
Обнаружить "ящики" для спасателей крайне важно. Причины падения А-320 по-прежнему неясны. Выдвигаются десятки версий - от ошибки пилотов до плохих погодных условий. Генпрокуратуре, которая взяла на себя расследование трагедии, придется рассматривать каждую из них, исследовать вещественные доказательства. Задача не из легких - ведь только фрагментов фюзеляжа уже собрано 15 кубических метров. А еще есть выловленный из воды багаж, части тел погибших.
ИЗ ДОСЬЕ "ТРУДА"
В нашей стране немало людей, отмечающих трагические дни авиакатастроф как свои вторые дни рождения. Опоздав на гибельные рейсы, они спасли собственные жизни. Так произошло с шестью пассажирами рейса Москва - Сочи авиакомпании "Сибирь". В августе 2004 года самолет, на посадку в который они не успели, был подорван в воздухе чеченской террористкой. Естественно, следователи заподозрили в них пособников преступницы. Однако проверка показала, что это не так. Кому-то помешали знаменитые московские дорожные пробки, кому-то - житейские дела. Но вот повод поставить в церкви свечку появился у каждого.
Среди такого рода счастливчиков особенно много спортсменов. Что и понятно: соревнования - это сплошные перелеты. Самый известный "везунчик" - знаменитый советский хоккеист и футболист Всеволод Бобров, игравший за гремевшую на всю страну и опекаемую всесильным Василием Сталиным команду ВВС МВО. 7 января 1950 года Боброва, как казалось, подвел будильник. Он опоздал на самолет, которым его команда отправлялась на очередной матч в Свердловск. Из-за ошибки пилота самолет разбился, погибли 19 человек. А чудом уцелевший Всеволод Михайлович еще три десятка лет верой и правдой служил нашему спорту.
Дважды родившимся считал себя и многократный олимпийский чемпион, чемпион мира и Европы по водному поло Алексей Баркалов. В мае 1972 года его команда возвращалась с турнира в Италии через Москву в Харьков. Внезапное ухудшение здоровья отца вынудило спортсмена вылететь на сутки раньше. А на другой день все его товарищи в числе 116 пассажиров разбились на самолете Ан-10А.
Подобная история случилась с прославленным советским футболистом Олегом Базилевичем. В 1979 году он тренировал ташкентский "Пахтакор". 11 августа в районе Харькова из-за ошибочных действий диспетчеров самолет Ту-154 с "Пахтакором" на борту столкнулся в воздухе с другим лайнером. Не выжил никто. Но Базилевича там не оказалось. По семейным обстоятельствам он вылетел из Ташкента на сутки раньше своих подопечных...