ТУЧИ НАД "ЯСЕНЯМИ"

"Мы с Виардо приобрели прекрасную виллу - в трех четвертях часа езды от Парижа, - я отстраиваю себе павильон, который будет готов не раньше 20 августа, - но где я незамедлительно приземлюсь", - писал друзьям в 1875 году Иван Сергеевич Тургенев о том месте, где ему предстояло провести последние восемь лет жизни, - "Ле френ", "Ясени" по-русски.

Название поместью в городке Буживаль, что в километрах пятнадцати от Парижа, дал сам писатель по той очевидной причине, что этих деревьев на восьми гектарах с лишком разместившегося на склоне холма лесопарка было большинство. На вилле, построенной в итальянском стиле, обосновались Виардо. Тургенев же, которому не суждено было создать собственное семейство и он, как писал в одном письме, "прикрепился, вошел в состав чужой семьи", поселился в полусотне метров в трехэтажной "даче" с остроконечной черепичной крышей и балконами вдоль фасада, чем-то напоминающей дом писателя в Спасском-Лутовинове.
Вдалеке от столичной суеты, рядом с избранницей сердца Полиной Виардо Ивану Сергеевичу жилось спокойно и писалось легко. Здесь из-под его пера вышли роман "Новь", большая часть "Стихотворений в прозе", "Песня торжествующей любви", написаны сотни писем. Утром и днем Тургенев работал, а вечером отправлялся на виллу, где всегда было много гостей - художников, писателей, композиторов. Буживальское "гнездо" стало своего рода местом встречи двух великих культур - французской и русской. Здесь часто бывали Жорж Санд, Флобер, братья Гонкуры, Мопассан, Сен-Санс, Салтыков-Щедрин, Верещагин. Иван Сергеевич сделал многое для того, чтобы во Франции узнали русских классиков - Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Достоевского, популяризировал музыку Мусоргского, Римского-Корсакова. Он охотно помогал собратьям по перу. Благодаря его протекции Золя несколько лет сотрудничал с петербургским журналом "Вестник Европы" и опубликовал там свои первые произведения, прежде чем они были изданы во Франции. Отсюда после смерти 3 сентября 1883 года, выполняя последнюю волю Тургенева, друзья и близкие везли гроб с его телом на парижский Северный вокзал с тем, чтобы отправить в Санкт-Петербург.
Еще семейство Виардо некоторое время владело этим имением, но в конце концов его продали. Во время оккупации оба дома были заняты немцами, которые устроили погром на тургеневской "даче": сожгли остатки мебели, в том числе большой стол, привезенный Тургеневым из России. К середине 70-х годов "Ясени" успели сменить несколько хозяев. По рассказам редких очевидцев, кому удавалось проникнуть на территорию усадьбы, "дача" была в полном запустении: черепичная крыша во многих местах провалилась, краска на стенах давно облупилась, лестница, ведущая на верхние этажи, сгнила, а комнаты были завалены мусором.
В таком состоянии имение выкупила у обнищавшего аристократа соседняя с Буживалем коммуна Сель-Сен-Клу, чтобы на территории "Ясеней" разбить... спортивную базу. К счастью, в тот момент по инициативе профессора Сорбонны литературоведа Александра Звигильского уже была основана Ассоциация друзей Ивана Тургенева, Полины Виардо и Марии Малиброн (сестры Полины и известной певицы). Ассоциация забила в колокола, привлекла внимание властей, советское посольство, и поместье было внесено в список памятников культуры Франции. Начались реставрационные работы. Ряд знаменитых российских музыкантов, в том числе Святослав Рихтер выступили с благотворительными концертами, и 3 сентября 1983 года, в день столетия со дня смерти писателя, в "Ясенях" открылся мемориальный музей Тургенева.
Казалось, тургеневскому заповеднику суждено на века остаться свидетелем и символом плодотворного диалога двух культур. Тем более что поначалу городской совет Сель-Сен-Клу во главе с мэром Ж.-Л.Гаске пообещал ассоциации, что имение будет передано сроком на 50 лет в ее распоряжение. Но затем мэр свое намерение изменил и решил пустить "Ясени" с молотка. Возмущению знатоков и ценителей культуры не было предела. С протестом выступил писатель Анри Труайя, была создана комиссия министерства культуры, и муниципалитет был вынужден пойти на попятную. Правда, добиться долгосрочной аренды друзья Тургенева так и не смогли.
И вот над писательским музеем опять сгущаются тучи. Еще несколько лет назад стало ясно, что оба дома "Ясеней" нуждаются в ремонте, а парк - в уходе. По подсчетам, которые имеются в мэрии, ремонтные работы и поддержание имения в достойном виде "тянут" минимум на три миллиона евро. Нынешний мэр Сель-Сен-Клу Оливье Делапорт говорит об острой необходимости в привлечении "внешних средств", ибо у муниципалитета денег на эти нужды нет. Один из вариантов, к которому склоняется нынешний владелец имения, - передача "Ясеней" компании "Кофитем-Кофимюр", которая владеет сетью гостиниц, в том числе отелем "Холидей инн", граничащим с поместьем. Хотя мэр всячески утверждает, что "культурная направленность" в прельстившем его проекте останется, активисты ассоциации уверены, что деловые люди из "Кофитем-Кофимюр" преследуют иные, коммерческие цели, ничего общего не имеющие с культурным наследием.
И вот что еще смущает друзей Тургенева и Полины Виардо. В прошлом году в России по инициативе московского правительства был основан фонд "Наследие", который собрал полтора миллиона евро с тем, чтобы через Фонд Франции, лидера меценатских программ, вложить их в восстановление тургеневской усадьбы. Дважды приезжали делегации из Москвы, встречались с месье Делапортом, но так и не смогли ни до чего договориться. По словам Александра Звигильского, москвичи уехали "обескураженными" по той причине, что не было проявлено заинтересованности в российском участии в этом проекте.
- Что вы хотите? - поделился со мной своими опасениями известный телеведущий, почетный президент ассоциации журналистов по тематике культурно-исторического наследия Робер Вернер. - Цель фирм, которые занимаются недвижимостью, зарабатывать деньги. Если коммерсанты возьмут верх, то стены здесь, возможно, и останутся, но музей через несколько лет, скорее всего, исчезнет.
Пока суть да дело, директор музея опасается того, что не сегодня, так в один из ближайших дней перед ним захлопнутся ворота "Ясеней". Еще в октябре 2003 года он получил из мэрии Сель-Сен-Клу документ, которым его известили: договор об аренде с ним расторгнут...