- Я здесь живу. Видишь, там рыжее пятно носится - это мой пойнтер. Очень люблю Свиблово. Конечно, если бы хотел, мог давно куда-нибудь переехать, но мне дорог этот уютный, зеленый и тихий уголок Москвы. С ним связана вся история моей московской жизни - детство я провел в Подмосковье. Кстати, тут же неподалеку находится студия Горького, на которой снимается "Ералаш". Кроме того, рядом ВДНХ, Ботанический сад, а чуть дальше пойма Яузы и два пруда, которые сейчас вычистили, а парк превратили в настоящий заповедник. Там просто замечательно побегать с двумя моими питомцами-пойнтерами.
- Судя по вашим словам, центр вы любите не очень?
- Ну почему же? Он мне нравится, особенно в последние годы - город стал красивым и ярким - настоящая европейская столица. Вообще то, что происходит с Москвой, меня радует. Очень нравится, что появились тщательно выкрашенные, отреставрированные церкви, разбросанные то здесь, то там аккуратные и ухоженные домики с великолепными подъездами, светлыми стенами и блестящими окнами... Но жить в центре я не хотел бы.
- Не кажется ли вам, что некоторые новые постройки, особенно в центре, смотрятся как что-то инородное, не вписывающееся в стилистику города?
- Хрущева, который построил в Кремле Дворец съездов, уже ни один горе-строитель не переплюнет. Это же надо так испортить самое сердце Москвы! А до этого был Мавзолей, который как инородное тело воткнули на Красной площади по соседству с такими шедеврами, как Исторический музей, собор Василия Блаженного, ГУМ. Хотелось бы надеяться на то, что этот "черный квадрат" когда-нибудь уберут. Сейчас к Москве относятся гораздо бережнее. Убирают то, что не нужно или обветшало: "Интурист", "Москва". Надеюсь, на месте этих безликих строений построят что-то более интересное.
- Церетели за Петра I и ансамбль напротив Александровского сада "про себя" не ругаете?
- На вопрос, хороши или нет эти композиции, ответить может только время. Например, когда Эйфель соорудил в Париже свою башню, он от своих сограждан получил такое количество упреков и оплеух, какое Церетели с его Петром даже не снилось. Его поливали кто во что горазд. Как наши потомки оценят постройки современных архитекторов, сейчас предсказать невозможно.
А вот что действительно очень ухудшает город - это огромные пробки. С ними надо срочно что-то делать, иначе можно догнать некоторые азиатские мегаполисы, где машины непрерывно стоят в заторах.
- Не зря считается, что через московский центр лучше ездить на метро. Согласны?
- Даже и не знаю. Честно говоря, я очень давно им не пользовался. Хотя Московское метро весьма своеобразно. Помню, когда-то мне очень нравилась "Маяковская" своей строгостью, "Комсомольская" - огромными масштабами и излишествами. По этим дворцам я бродил, как зачарованный. Поэтому когда попал в метро за границей, которое куда более скромно и функционально, был разочарован. В детстве меня завораживал запах метро, я, как герой "Парфюмера" Зюскинда, обладал потрясающей памятью на запахи и входил в метро, с удовольствием вдыхая аромат калориферного отопления. Каждый спуск в подземку для меня был небольшим развлечением. Я жил в Подмосковье и на выходные приезжал к деду на "Бауманскую". Вечерами иногда брал книжку и доезжал до "Курской", затем пересаживался на кольцевую линию и катался по кольцу...
- Если речь зашла о детских воспоминаниях, не могу вас не спросить о том, как вы относитесь к зоопарку?
- Плохо. Он очень тесный. Я за бедных зверюшек переживаю и никогда туда не хожу, поэтому ни один "Ералаш" в зоопарке мы не сняли. Во всем мире зоопарки располагаются на просторных территориях по краям городов. Не понимаю, почему у нас его до сих пор не перенесли куда-нибудь на окраину. Например, в Крылатском есть огромное пространство, и если мы отказались от строительства комплекса под "Формулу 1", то на этой территории можно было бы сделать потрясающий зоопарк, где и зверям и птицам не приходилось бы тесниться и мучаться.
- Тогда куда же вы ходили ребенком, если не в зоопарк?
- Ходил по музеям. Я очень люблю живопись, а когда мне было лет десять - уже водил по Третьяковке экскурсии. Сам рисовать не умел, но с подачи папы много читал и знал про коллекцию музея. К своему стыду, в последние годы я бываю там довольно редко. Как-то получается, что теперь я значительно чаще попадаю в музеи Рима или Парижа, чем в Пушкинский, Политехнический, Исторический...
- А по памятникам вы такой же спец?
- Монументальной архитектурой я никогда особенно не увлекался. Но вот любопытная история, связанная с памятниками. Мы снимали "Ералаш", в котором "оживал" памятник Юрию Долгорукому. Естественно, я видел его сотни раз, но когда вместе с оператором забрался на постамент, был просто потрясен размерами... носа князя Долгорукого - туда можно спокойно засунуть кулак! Я проверял.
- "Ералаш" снимается на студии Горького, но, наверное, вас немало связывает и с "Мосфильмом"?
- Я бываю там значительно реже, но все равно люблю "Мосфильм" - это красивое, даже романтичное место: Ленинские горы, овраг, пойма Москва-реки. Еще я люблю старые, спокойные арбатские переулочки, там приятно побродить. Так же, как и по Бронной улице или перед Патриаршими прудами. В Москве есть много любопытных, очень интересных и даже в чем-то неожиданных мест. Вот, например...
Но тут весеннее небо разродилось дождем, и наша беседа кончилась так же неожиданно, как и началась.