СТОЛИЦА - ЭТО ТОЖЕ ГОРЯЧАЯ ТОЧКА

Недавно я получила письмо от читательницы из Благовещенска, в конце которого она спрашивает: "А как вы там боретесь с московскими фобиями?" Стала размышлять, что она имеет в виду? Лично у меня одна фобия - когда дочь не возвращается домой в условленное время, я начинаю, как теперь говорят подростки, "бегать по потолку". Но это отнюдь не московское приобретение, то же самое я испытывала и в Хабаровске, и в Питере...

Созвонились, и читательница пояснила: "Сосед вернулся из командировки в Москву. Теперь рассказывает, что в толпе его постоянно преследовал страх - вдруг что-то взорвется или обрушится. Он даже обратился к специалисту, а тот в ответ: обычное, мол, для десятимиллионника дело - фобия"...
Понятно, что суета большого города "давит" на психику провинциала. Но можно ли говорить о каких-то особенных - московских фобиях, мучающих людей, живущих здесь постоянно? И как они с ними справляются? С этими вопросами я обратилась к известному психиатру, доктору медицинских наук Зурабу КЕКЕЛИДЗЕ, заместителю директора Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени В.П. Сербского и руководителю центра психолого-психиатрической помощи при чрезвычайных ситуациях.
- Москвичи испытывают страхи, как и жители любого большого города. Они объясняются скученностью и незащищенностью населения. Очевидно: чрезвычайная ситуация здесь приведет к большому количеству пострадавших. Скажем, если в мегаполисе землетрясение, то среди сыплющихся стен и спрятаться некуда, в то время как где-нибудь в тундре такой же толчок обойдется и вовсе без жертв. Другой, самый "мелкий" пример: если водитель нарушит правила движения на проселочной дороге, то последствия минимальные, а то же самое на Садовом кольце или МКАД может стать причиной столкновения целой "цепочки" машин.
- К тому же и "зрителей" гораздо больше...
- Совершенно верно. По телевизору и в газетах смачно опишут подробности, и в результате людей, морально затронутых этой ситуацией, окажется очень много. На что и рассчитывают те же террористы: они не станут устраивать взрывы в какой-нибудь деревне. Им нужен большой город: максимум пострадавших плюс широкая огласка, оперативные и подробные репортажи в СМИ. Поэтому угроза теракта в Москве объективно выше, чем в любом другом городе страны. И сами жители столицы это прекрасно понимают.
- Как это понимание опасности сказывается на москвичах? Увеличивается из-за него интенсивность фобий?
- Безусловно. В центре, который я возглавляю, существует "горячая линия" психологической и психиатрической помощи при чрезвычайных ситуациях. Когда случилось, например, обрушение крыши в аквапарке, наш телефон сразу появился на телеэкранах, и люди начали звонить непрерывно. Большинство - те, кого лично ЧП не коснулось, но они не могли отстраненно пережить то, что увидели с экранов. Многие говорили, что не могут зайти в ванную, боятся шума воды...
К сожалению, есть объективные причины, по которым число чрезвычайных ситуаций и сила стрессов будут возрастать, причем во всех мегаполисах мира. Уже плотность населения вкупе с неблагополучной экологией, загрязненным воздухом негативно влияет на психику. Это даже без всяких ЧП и терактов. А у всех россиян есть дополнительная причина для психического нездоровья: мы длительное время находимся в переходном социально-экономическом периоде, что само по себе является чрезвычайной ситуацией. Так что фобии и расстройства гарантированы...
- Какие страхи, тревоги наиболее присущи москвичам?
- Да каких только нет... Страхи поездки в метро, например. Как ни странно, последний, февральский теракт их не очень увеличил. Они были и остались. А почему не возросли? Потому что на этот раз очень правильно сработали средства массовой информации. Они не сеяли панику, не впадали в избыточное "живописание" пугающих подробностей. Я говорю это не голословно, есть статистика. Если сравнить с тем, какой шквал звонков обрушился на нас по горячему телефону после взрыва в переходе на "Чеховской" или теракта в Тушине, то на этот раз обращений было заметно меньше.
- Можно, я откровенно поделюсь своей реакцией на последний взрыв в метро? Когда я тем же вечером вошла в вагон, то было странное ощущение близости со своими случайными попутчиками, с которыми в случае чего я могу оказаться в одной могиле. Я посмотрела на людей другими глазами...
- Это нормальная реакция. Нормально (для экстремального, из ряда вон выходящего случая, каким является теракт) и то, что некоторые, наоборот, в каждом стали видеть террориста. И общее горе, которое объединяет, и настороженность - это естественная реакция. Главное, чтобы она не стала навязчивой, не начала доминировать.
Какие еще бывают фобии у москвичей? Очень многие боятся ездить в лифте. Некоторые - в легковом транспорте. Особенно те, кто пережил автокатастрофу или видел ее воочию. Распространен страх быть задавленным толпой, боятся переезда через мост. В последние годы многие болезненно избегают общественного транспорта из опасения, что там можно еще и чем-то заразиться. Некоторые настолько себя "накручивают", что после вынужденной поездки в метро действительно чувствуют себя плохо. Очень многие боятся питаться в столичном общепите. И правильно делают - отравиться там легко.
Если сравнивать москвичей с жителями сельской местности, то у первых в десятки раз больше различных страхов.
- Но ведь жить с навязчивым страхом очень тяжело...
- Если он действительно становится навязчивым, то я в первую очередь посоветовал бы признаться себе самому: да, у меня есть страх, который мучит меня, отравляет жизнь. А далее нужно выяснить: это обычный страх, присущий многим, или - уже болезненное состояние. На этом этапе не помешает обратиться к врачу-психотерапевту, психиатру или невропатологу. Сейчас психиатры без желания пациента не заводят медицинскую карточку и даже не спрашивают фамилию: просто выслушивают и помогают.
- Но многие все же боятся психиатров. Это еще одна фобия?
- Увы. Но самое печальное в другом. Вот если у человека болит зуб, он обращается к стоматологу, если аппендицит - к хирургу, а когда у него депрессия или бессонница - идет не к специалисту, а какой-нибудь бабке - "снимать порчу" или того хуже: к различным "черным магам", в секты. А ведь как отразится на психике общение с "целителем" - непредсказуемо.
- Хорошо, допустим, я страдаю от некоей фобии и пришла к врачу. Чем он мне поможет?
- Даст несколько общих, очень простых, но действенных рекомендаций: вовремя ложиться спать и вставать, соблюдать умеренность в еде, в потреблении горячительных напитков, обязательно научиться отдыхать. Вот в последнее время поощряется "трудоголизм". На самом же деле это очень вредное явление. Исследования показали, что оно в итоге приводит к снижению продуктивности труда. Ведь чаще всего с помощью "трудоголизма" человек прячется от каких-то внутренних проблем. Так что работать нужно в меру.
Ну а, кроме того, специалист даст несколько советов и рецептов, которые подойдут лично вам.
Беседу вела