Последнее социологическое исследование показало, что каждый седьмой работающий (более 700 тысяч человек) не получает в срок вознаграждение за труд. Государственные предприятия задолжали 12,5 процента работникам, частные фирмы - 10 процентам, бюджетная сфера - 7,5 процента.
Из-за этого в стране то и дело вспыхивают забастовочные очаги. В последнее время бурно протестовали строители в Бранево, что на Балтийском побережье. Следом за ними - швеи из соседнего города Ельбранга, судьбой которых заинтересовались премьер, министры и даже бывший президент Польши Лех Валенса. Ежемесячно возникает 5 - 6 акций протеста на предприятиях, не выплачивающих вовремя зарплату.
Когда у предприятия не хватает средств, вопрос о том, кому платить в первую очередь, решает сила того, кому оно должно. Под номером один, как правило, стоит государство, его бюджет, затем идут смежники и партнеры, перед которыми фирма должна выполнить договорные обязательства. А работники - в самом конце. Правда, возможна перестановка этих слагаемых в случаях, когда в дело включаются рабочие так называемых "неврологических отраслей" с большим опытом стачечной борьбы - шахтеры, металлурги, портовики. Скажем, недавно протестовали работники металлургического комбината "Единство" в Силезии. Дошло до стычек с полицией. Когда стражи порядка попытались арестовать наиболее агрессивных участников акции, соратники начали их отбивать. Полиция прибегла к помощи дубинок, демонстранты стали палить автомобильные колеса, сожгли куклу мэра города. Локальный бунт - и поныне типичное для Польши явление.
Не заплатить вовремя работникам или не выполнить обязательства перед бюджетом - перед такой дилеммой сейчас стоят более полутора тысяч польских фирм. Многие не рассчитываются ни с сотрудниками, ни с бюджетом. К этому побуждают действующие фискальные законы. Выплачивая зарплату, работодатель вынужден еще дополнительно 90 процентов от суммы фонда оплаты труда отдать государству. К тому же налоги надо вносить не после получения выручки от реализации продукции, а в момент выставления платежного поручения. По сути, фирма должна кредитовать сама себя для расчетов с фискальными органами.
Проверив 1,7 тысячи фирм, государственная инспекция по труду констатировала, что в 62 процентах из них нарушались правила и сроки выплаты зарплаты. Проверкой дело обычно и кончается. Инспектора существенно повлиять на ситуацию не могут. Обнаружив, что хозяин не платит работникам, дают распоряжение рассчитаться. Могут наказать работодателя штрафом до 500 злотых (чуть более 100 евро). Если предприниматель и впредь не платит, подают в суд, где дело рассматривается из-за перегруженности служителей Фемиды около года. Обычное судебное решение: продлить крайний срок выплаты задолженности работникам.
Конечно, неплатежеспособные компании должны объявлять банкротство. Но они, как правило, с этим тянут, чтобы успеть передать имущество "дружеским", а по сути - подставным фирмам, в которые переводятся работники и с ними подписываются новые контракты. Однако такая фирма получает имущество только в аренду, а следовательно, не может удовлетворить претензии работников, остающихся с носом.
Часть долгов берет на себя фонд гарантированных рабочих ассигнований, как он официально называется. Но гарантии его ненадежны. Месячные доходы фонда составляют около 10 миллионов злотых. Чтобы удовлетворить все претензии, пришлось бы вдвое увеличить взносы в этот фонд. Это окончательно добило бы хилые фирмы, которые вносят взносы. На этом круг танца со связанными ногами замыкается.