На скамье подсудимых оказалась крупная банда Александра Зайцева, на совести которой десять доказанных убийств, разбои и бандитизм, множество краж.
Почти все обвиняемые одного возраста, вместе учились в школе, вместе начинали работать. Только особых доходов та работа не приносила. И тогда приятели решили выйти на большую дорогу. Тут нет никакого преувеличения или ненужной художественности: шоссе Улан-Удэ - Красноярск - единственная федеральная трасса, соединяющая Дальний Восток и Западную Сибирь. Местами она в ужасном состоянии, чем и пользовались бандиты.
Первый разбойничий опыт в конце января 1998 года приобрели братья Арбузовы и Царенков. Возвращаясь из Чуны в Алзамай на ворованных "Жигулях", они вынуждены были одолжить тормозную жидкость на автостоянке близ станции Разгон Тайшетского района. На свою беду, там остановились отдохнуть А. Чуйков и В. Еланцев, перегонявшие в Омск микроавтобус "Тойоту" и джип "Ниссан". Преступный замысел созрел мгновенно: получив жидкость, бандюги уехали лишь за тем, чтобы вооружиться. Поздно ночью подкрались к недавним благодетелям, спящим в иномарках. Открыли огонь через боковые стекла. Тяжело раненного Чуйкова Сергей Арбузов добил ножом, а уцелевшего Еланцева под дулами заставили вести джип в сторону Алзамая, в лес. Там убили и его.
Спустя месяц в поселке Октябрьский Чунского района Сопов, Зиновьев и не входивший в состав банды Шешуков взялись за "заказ" владелицы местного магазина Раисы Поповой. Та, обиженная на своего сожителя А. Секисова, решила его убить. "Вот и нашла "умельцев". Преступники уговорили того "поехать в сауну и на танцы". Дорогой пристрелили Секисова из карабина, который убийцам выдала сама заказчица. Платой стали пять тысяч рублей и видеокамера.
Арсенал банды рос быстро: пистолеты, карабин, охотничье ружье, обрез. Прежде связанные лишь блатными условностями преступники, опьяненные кровью первых жертв и растущей безнаказанностью, сбились в настоящую волчью стаю. Они быстро поняли, что "большая дорога" - идеальное место для совершения преступлений, а транзитные иномарки и перегонщики легковых машин - легкая добыча, сулящая быстрое обогащение.
Выбрали место для выслеживания японских авто - отрезок гравийной трассы недалеко от поселка Замзор, начинавшийся длинным "тягуном". На затяжном подъеме в потоке машин легко заметить иномарки с транзитными номерами. А отсутствие асфальта позволяло хорошо замаскировать самодельные "шипы". Все остальное "наработали" в процессе охоты. Дозор, определив в бинокль добычу, предупреждал остальных. Ленту с шипами растягивали поперек дороги. Метров через 300 водители вынуждены были останавливать автомобили, чтобы поменять пробитые колеса. Тут их и окружала банда. Чаще других первым подлетал Зайцев, вооруженный пистолетом, он орал: "Это ограбление!" После чего открывал стрельбу по растерявшимся людям.
Так убили водителей А. Киренского и В. Чернякова, перегонявших микроавтобусы "Ниссан" и "Тойоту" в Новосибирск. Зайцев восемь раз стрелял в Чернякова. Его брат произвел шесть выстрелов из другого пистолета в Киренского. Потом Сопов добил его контрольным выстрелом в голову. "Ниссан" разобрали на запчасти, а "Тойоту" взял себе Зиновьев. Салову, который впервые участвовал в разбое, Зайцев передал 150 долларов со словами: "Ну все, Миша, теперь ты наш".
Затем испытанным образом банда завладела машинами братьев Сергея и Александра Крупиных, гнавших своих "японок" в Бийск. В июле было совершено разбойное нападение на военных летчиков А. Гриднева и В. Шанца. На дороге их связали скотчем, увезли в лес и там застрелили из карабина: Сопов убил Шанца, Ямковой - Гриднева. Кому что из трофеев достанется - решал главарь. Пролитая кровь была своеобразной платой за... приобретение автомобиля в собственность. Две "Тойоты" пошли Сопову и Салову. Позже оба на всякий пожарный переоформили машины на своих матерей.
Преступления становились все более дерзкими, изощренными. То Ямковой изображал из себя Рэмбо, сворачивая шею раненой жертве голыми руками, то Зайцев добивал раненых рукоятью пистолета. Следы заметали старательно. Трупы сжигали в лесу, на свалках, в карьерах, кости дробили на мелкие части. По словам самих преступников, Зайцев время от времени повторял: "Нет трупа - нет и преступления".
Первые потери банда понесла в марте 1998-го и в июне 1999-го. Но - по другим поводам. За разбой, не связанный с преступным промыслом на трассе, были арестованы братья Арбузовы. В сентябре 1998-го за хулиганство с применением оружия сел на скамью подсудимых Ямковой. А в марте 1999-го с поддельными документами арестовали Царенкова.
Но настоящее дело начало раскручиваться, когда контрольный пост ГИБДД обнаружил, что машина, на которой по доверенности ездит Салов, находится в розыске. Та самая, что была захвачена у расстрелянного военного летчика. Оперативники Александр Молчанов и Юрий Кончаков, которым было поручено следствие, не знали ни сна, ни отдыха. Но свое дело сделали. На первых порах Салов и Сопов признались в четырех убийствах. Следствие доказало десять.
Почуяв неладное, их сообщники Беззубов и Зайцев ударились в бега. Беззубов успел заключить в Тайшете фиктивный брак, взял фамилию жены, сменил паспорт и "лег на дно" в Ангарске. Но его нашли и там.
- А вот Зайцева мы боялись упустить, - рассказывает младший советник юстиции Владимир Букин. Именно он, работая следователем по особо важным делам отдела по расследованию убийств и бандитизма следственного управления прокуратуры Иркутской области, вел это дело. - Какое-то время Зайцев отсиживался в Тайшете. Там на вокзале за 50 рублей купил чужой паспорт на имя Бусыркина, переклеил фотографию, спрятался в Усть-Куте. 10 декабря 2000 года на станции Лена у милиционера, решившего проверить его документы, возникли подозрения в их подлинности. На квартире, где проживал "поддельный Бусыркин", изъяли военный билет и водительские права на имя Зайцева. Круг замкнулся: все бандиты попали за решетку.
...Александр Зайцев - главарь банды - выслушивал вердикт суда в белой шелковой рубашке с галстуком-бабочкой на шее. Возможно, он считал, что торжественный вид будет к месту, когда ему объявят всего лишь 10 - 12 лет лишения свободы. Большего Зайцев не ожидал. Ведь он так подробно объяснял суду, что в ряде убийств лишь "превысил необходимую самооборону", поскольку убитые, прежде чем умереть, боролись за свою жизнь: замахивались на него, вооруженного пистолетом, монтажным ключом или убегали в лес. Приговор оказался иным. Зайцева и его ближайшего подельника Андрея Сопова суд приговорил к пожизненному заключению. 25 лет колонии строгого режима получил Тарас Ямковой. К 18 годам лишения свободы приговорен Владимир Беззубов, брат Зайцева. От 10 до 16 лет получили братья Арбузовы, Михаил Салов и Сергей Царенков. Приняв во внимание смягчающие обстоятельства, суд назначил условное наказание Раисе Поповой и Сергею Шешукову.