Шустрик то и дело порывался заскочить на колени. Страшно. Соболь хоть и маленький, но хищник. Тяпнет за палец - кость прокусит. Немного освоившись, Шустрик все-таки вскочил на крепкое журналистское плечо и уселся на голову. Начал в волосах копошиться, видимо, гнездо вить. Вы носили на голове живую соболиную шляпу?
Шустрик появился у Вторушиных, жителей села Средний Васюган, что затеряно посреди томских болот и тайги, четыре года назад. Тогда глава семьи, Василий, нашел на охоте соболиное гнездо. Взрослого зверя задавила собака, и два маленьких, еще слепых соболиных "комочка" - мальчик и девочка - остались сиротами. Василий принес детенышей домой. Выкармливали малышей молоком из пипетки. Соболята подросли. Самка не прижилась, а вот самец стал полноправным членом семьи. Ну будто кошка. Залетела как-то птичка в дом - хозяева глазом моргнуть не успели, как соболь ее сцапал. Про мышей я и не говорю.
В еде Шустрик неприхотлив. Любит конфеты, мясо, колбасу, фрукты, овощи, короче - всеядный. Пока я знакомилась с историей появления зверька в человеческом "логове", Шустрик сновал туда-сюда, пряча заначки: кусок колбасы - под плед, что на кресле, еще один кусок - под диван.
- А вчера, - рассказывают мне Вторушины, - банановую шкурку под одеяло засунул. Запасливый!
Соболь не всегда живет в доме. В основном в клетке на улице. Местные собаки уже голосовые связки надорвали, "приветствуя" дикого зверя. Шустрик их тоже не особо жалует. Глупые псы засунут нос в клетку, а соболь как вцепится в этот нос всеми четырьмя лапами... Вой на все село.
Однажды соболь из дому убежал. Но, побродив где-то поблизости, вернулся к родному порогу. Да и кого ему особо бояться в "неволе"? Опасности те же, что и в лесу, - охотничьи собаки да человек с ружьем. В Среднем Васюгане, правда, все жители про необычного вторушинского домочадца знают. Ребятня без конца бегает "соболя смотреть". Соседи, хоть и в меру зверем покусанные (Шустрик особо курящих недолюбливает), претензий не высказывают. У соболя, судя по всему, тоже претензий к людям нет: ест с человеческих рук, спит с хозяевами, свернувшись клубочком.
Имя Шустрик соболю идет. Вот он выскочил в сени проводить меня. Секунда - и уже снова в комнате. Еще секунда - и тащит очередную заначку из чашки, поставленной на развернутую газету. Присмотрелась, а это - "Труд". Так что Шустрик как-нибудь за обедом прочитает репортаж про себя. Если, конечно, усидчивости хватит.