ПО ОБЕ СТОРОНЫ ПРОЛИВА

В честь делегации Москвы, прилетевшей в Керчь на закладку памятного знака на том месте, где будет построен мост через Керченский пролив, город зажег даже Вечный огонь. В обычные дни его гасят - не хватает солярки. Многолюдный митинг бурным восторгом приветствовал знакомую кепку в окне микроавтобуса, доставившего гостей. Большинство собравшихся стояли с транспарантами: "Керчи возродиться", "Долой границы и таможни", "Будет мост - будет жизнь"...

Свежего человека Керчь приятно удивляет чистотой. Не только в центре, но и на окраине, возле самого бедного частного подворья, не найдете ни бумажки, ни соринки. "С тех пор, как три года назад избрали нового мэра, мы метем круглосуточно", - смеются местные жители. Валерий Осадчий одержим идеей сделать из города маленькую Германию. Но порядок на улицах - и сегодня, пожалуй, единственное сходство с милой его сердцу Неметчиной. Если еще недавно Керчь называли городом в рабочей спецовке, то сегодня чаще ее именуют "городом с убитой экономикой". Стоят многочисленные заводы. Пустуют пляжи белого песка и пансионаты на побережьях сразу двух морей - Азовского и Черного (несмотря на дешевизну отдыха - в самый разгар сезона день с жильем и питанием здесь обойдется от 4 до 12 гривен, или не более 70 рублей). А сколько пустырей вдоль моря. В райских местах порой не встретишь ни мотеля, ни кемпинга, ни цветущего сада, разве что небольшие кусочки с грядками малоприхотливой лаванды.
А если кто и вздумает приехать - попробуй, доберись. Наша журналистская группа, например, шесть часов пилила из Симферополя на "бычке", одолженном коллегами из пресс-центра Черноморского флота. Самолеты давно не летают, так как аэродром содержать нерентабельно. Поезда не ходят с 1987 года, с момента, когда отменили железнодорожный паром. Остался паром для пеших и для людей, приезжающих на своих машинах с Кубани. Им пользуется в основном народ с крепкими нервами: не каждому дано выстоять длинную очередь на контрольно-пропускном пункте, пока таможенники перебирают купальники и пляжные полотенца в чужих сумках. Абрикосы, например, с которыми отправляется в Керчь родня из Краснодарского края, часто за это время успевают сгнить.
Так что выход в Россию, который даст мост, и впрямь означает жизнь. Причем для всего Крыма, а стратегически - и для Украины в целом. Ведь надежное транспортное сообщение - это заказы тем же заводам, а значит, и работа для потерявших ее. Недаром же едва слухи о строительстве моста стали приобретать реальные очертания, как свернулся отток русских. А в Керчи, где однокомнатную квартиру еще год назад можно было купить за 3,5 тысячи долларов, цены на жилье вновь поднялись.
Впрочем, мост через Керченский пролив в мечтах здешних жителей витает, наверное, столько же лет, сколько самой Керчи, входящей в шестерку самых древних городов мира, которой стукнуло 2600 лет! Самым первым, как утверждают археологи, был канатный мост еще до новой эры. В начале прошлого века свой проект моста разработал сын великого химика Владимир Менделеев. А строить начал министр вооружения фашистской Германии Альберт Шлее. Было это в 1943 году. В 1944-м наши отбили Керчь у немца и мост достроили. Именно по нему проехал по пути на Ялтинскую конференцию в феврале 1945-го Климент Ворошилов. А всего несколько дней спустя мост снесло. Дело в том, что зимой Керченский пролив замерзает. Когда течение потащило в сторону переправы 3-5-километровые льдины, их бомбили с воздуха. Не помогло. Позже, в 1952-м, доложили Сталину, что неплохо было бы мост восстановить. Названная проектировщиками цена - 500 миллионов долларов - показалась вождю народов непомерной, и он дал указание строить паромную переправу, остатками которой мы сегодня и пользуемся.
Вот и на Украине за последнее десятилетие не было правительства, которое не выступало бы за идею вновь соединить оба берега пролива. Но всерьез этих намерений никто никогда не воспринимал, понимали - денег у страны нет и не предвидится. И совсем другое дело, когда в апреле 1999 года идеей сооружения моста загорелся Юрий Лужков. Разговор почти сразу вошел в конкретное русло. В феврале этого года московский градоначальник специально прилетал в Днепропетровск на встречу Владимира Путина и Леонида Кучмы, чтобы доложить президентам о перспективах, которые откроет надежное транспортное сообщение между нашими государствами, и своих предложениях по его организации. Получил от обоих "добро". Самые стойкие скептики, не верившие в возможность реализовать эту идею, среди которых, как сам признался, был и глава правительства Крыма Сергей Куницын, сегодня стали надежными союзниками московского мэра.
Председатель Верховной Рады Крыма Леонид Грач считает, что московские власти, сумевшие за минувшее десятилетие создать духовный мост между Россией и Крымом, олицетворением которого стал открывшийся на днях Русский культурный центр в Симферополе, смогут построить и мост реальный. Русские в Крыму помнят и о том, что Москва не бросила их в эти годы на чужбине. Не просто провозгласила в пылу политической борьбы: "Севастополь - русский город", а считаясь с политическими реалиями, начала создавать единое экономическое пространство. 2 тысячи квартир выстроила российская столица за эти годы для моряков-черноморцев. Вот и в этот приезд ключи от новых квартир получили 70 семей офицеров и был заложен еще один дом.
Четвертый год уже севастопольские мальчишки и девчонки ходят в прекрасную общеобразовательную школу, также возведенную Москвой. Там ученикам не морочат голову, что вместо слова аудитория теперь надо писать "вудитория", а класс с одним "с" по единственной причине - чтобы украинский язык, где очень много слов, одинаковых с русским, теперь отличался от языка москалей. А уж как рады в семьях, что и высшее образование дети могут теперь получить дома, и говорить не надо. Самый крупный филиал МГУ находится в Севастополе. Московские власти переоборудовали под него бывшие Лазоревские казармы, собираются помогать и дальше. "Ваши мелкотравчатые волейбольные и баскетбольные площадки - нищета, придется подумать о спортивном комплексе, - сказал Лужков на последней встрече со студентами, - но сначала мы построим лабораторный комплекс, чтобы университетское образование здесь было полноценным".
Самим же членам московской делегации во время этого визита самую большую радость, пожалуй, доставил гвардейский ракетный крейсер "Москва". Несколько лет назад столичные власти фактически вытащили корабль из-под разделочного ножа, призванного превратить его в груду металлолома. Сегодня он блистает новой техникой, новым снаряжением и слаженностью команды - служить на нем вновь большая честь. Как раз накануне приезда гостей крейсер на "отлично" прошел государственные испытания на боеспособность. Кое-что моряки даже продемонстрировали гостям: например, то, как ловко на полном ходу в 34 узла садится на площадку крейсера вертолет "Черная акула", как точно стреляет "малыми" зенитными снарядами дальностью в 90 километров, потому как стрельбой большими торпедами, летящими на 350 километров, барабанные перепонки неподготовленных гражданских испытывать просто не решились.
Все это - дела реальные. Вот и по поводу моста, как убежден новый глава администрации Краснодарского края Александр Ткачев - третий подписант соглашения о строительстве в ряду с Грачом и Лужковым, - "хватит говорить о дружбе, пора дело делать", ибо от этого впрямую зависят подъем экономики и уровень жизни народа на обоих берегах пролива. Другими словами, пора от идеи переходить к конкретным проектам. Их сейчас четыре - с разбросом стоимости от 720 миллионов до 1,5 миллиарда долларов. Сторонников самых дорогих вариантов Лужков при обсуждении сразу остудил: "Окупаемость в 25 и даже в 10-15 лет нам не подходит. Только нормативная - не выше пяти лет. Если вы ищете альтруистов, поищите других партнеров, мы ищем взаимной выгоды". А выгода Москвы - в курортах Крыма, где испокон веков отдыхают москвичи, в туризме, свежих фруктах и овощах...
Сам мэр сторонник самой дешевой, тоннельной переправы, где будет дорога и для поездов, и для автомобильного движения. Москва не собирается тратить ни копейки бюджетных средств, а намерена привлечь инвесторов. Но для того, чтобы это стало возможным, нужно решить ряд вопросов на межгосударственном уровне. Например, по созданию в районе строительства льготного инвестиционного режима на 30 лет. Провести дополнительные исследования дна пролива, которое вулканирует сероводородом, - не зря же специалисты называют Черное море опасным. Позаботиться о том, чтобы как можно меньше были затронуты расположенные здесь нерестилища осетровых рыб...
... "Процветание в единстве" - такие слова начертаны на гербе Крыма. Не худо бы политикам и Украины, и России об этом помнить.