Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...
Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты, такая информация может появиться об Алле Борисовне Пугачевой. И мы наконец-то узнаем, кто же она есть на самом деле — народная артистка или подрывной элемент. Голос России или голос вражеский. Любимая певица миллионов или злобный клеветник и разрушитель основ. Вопрос интересный.
С запросом о признании за «женщиной, которая поет» статуса иноагента в Министерство юстиции РФ обратилась Генпрокуратура, о чем несколько дней назад сообщил в своем телеграм-канале глава Федерального проекта по безопасности и борьбе с коррупцией (есть, оказывается, и такой) Виталий Бородин. Там же с нескрываемой гордостью господин Бородин рассказал: «Дмитрий Сергеевич Песков прокомментировал ситуацию с Аллой Пугачевой, что ничего не слышал от властей о признании ее иностранным агентом. Честно скажу: не собирался выкладывать сюда официальный ответ, но уже придется. Других вариантов нет. Пугачеву сейчас проверяют. Дальше все на усмотрение контролирующих органов. От меня уже мало что зависит в этой истории. Осталось только наблюдать».
Из всего сказанного очевидно: карьера Бородина идет по восходящей, он уже донес на саму Аллу Пугачеву. А чтобы ни у кого в том не осталось сомнения, крикнул на весь мир, как та гаршинская лягушка: «Это я!» И дело катится...
Дело, конечно, государственной важности. Кто там по-прежнему считает вклад Пугачевой в российскую песенную культуру значительным и даже беспрецедентным? Кто не может забыть, что она запустила на орбиту длиной в десятилетия хиты уровня «Арлекино», «Миллиона алых роз», «Айсберга», «Монолога»? Что ее творческая личность подвигла Зацепина, Паулса, Минкова, других талантливейших сочинителей на создание их лучших произведений. Что ее продюсерские проекты вроде «Рождественских встреч» открыли дорогу другим ярким исполнителям, в том числе «Любэ» — одному из корифеев нынешней столбовой государственно-музыкальной линии. Да и теперешний госпевец номер один Shaman на заре карьеры встретил поддержку Примадонны.
Все это, конечно, было, но теперь решительно перечеркивается несколькими поступками певицы. Во-первых, с началом СВО она уехала из России. Во-вторых, что-то там периодически бурчала, пусть не всегда открыто крамольное, но всегда далеко не комплиментарное по отношению к российской власти.
Иногда Аллу Борисовну натурально заносило, как недавно на фразе «не собираются нормальные люди возвращаться туда (в Россию. — „Труд“)». С другой стороны, это ведь был ответ на посул Стаса Михайлова, что уехавшие, мол, еще приползут на коленях и будут «целовать ноги». Не по-мужски это было со стороны Стаса Владимировича, все-таки явно имел в виду женщину, Пугачеву, вот у нее нервы и не выдержали.
Не выдержали они впервые еще полтора года назад: когда признали иноагентом супруга Пугачевой Максима Галкина, Алла Борисовна сама попросила Минюст присвоить ей тот же статус. Осенью 2022 года к ее просьбе не прислушались, но сегодня, при еще более накалившейся обстановке, когда «шаг влево, шаг вправо приравнивается к побегу, а кто не с нами, тот против нас», подобные отклонения от генерального курса терпеть наверху уже не собираются. Тем более очень скоро у дивы 75-летний юбилей — ну и как не преподнести ей такой вот «подарок» от лица Отечества.
Вот только если «подарок» будет-таки преподнесен, кто с чем останется? Пугачева — со всем тем, что она в жизни сделала. А Отечество? Без всенародного фильма «Ирония судьбы», где голосом Аллы спето-сказано то, что грело наши души в 70-х? Без сотни пугачевских сольных альбомов? Без 500 ее песен? Без 250 млн проданных копий — у многих они до сих пор хранятся дома на виниле, кассетах, CD. Не говоря о неисчислимых треках в интернете.
Столь крутая коллизия будит фантазию. Допустим, заиграет у кого-нибудь в телефоне рингтон про миллион алых роз, что делать окружающим — уши затыкать? Или бежать по примеру господина Бородина «сигнализировать куда надо», демонстрировать патриотизм самым простым и доступным способом? А если рядом вдруг окажется поклонник Пугачевой, то тут уже недалеко и до создания преступной группы...
Вариации на тему можно было бы длить долго — ограничусь лишь одним сравнением. Очень похожие проклятия сыпались 100 лет назад со стороны большевиков в адрес покинувшего страну Федора Шаляпина. Требовали лишить великого певца звания народного артиста. Маяковский со своим знаменитым (хлестким, талантливым — не чета постам Бородина) стихотворением «Господин «народный артист» выступил. И что? Лишили Шаляпина звания. А через шесть десятилетий с покаянием вернули.
Вы скажете: где Шаляпин, а где Пугачева? Отвечу: оба среди тех, кем сформирована наша отечественная культура. И еще неизвестно, чье поле обширнее. Оперного певца Шаляпина знают и любят миллионы. Эстрадную певицу, Примадонну Пугачеву — десятки, а то и сотни миллионов.
А может, и не стоит нам сейчас бить тревогу? Подумаешь — стольких создателей всенародно любимых песен (романов, фильмов и прочее) уже объявили иноагентами — и что, эти песни (романы, фильмы) стали менее любимыми? Да и звание это не приговор. Сказал же осенью на Восточном экономическом форуме президент Путин: «Что такое иноагент в России? Это человек, который занимается общественной деятельностью за деньги иностранного государства. Закон даже не запрещает ему заниматься этой деятельностью. Он только требует, чтобы человек открыл источники финансирования».
Правда, есть у наших законов особенность — пишутся они в весьма обобщенных формулировках, допускающих крайне свободное толкование. Вот и в этом, «иноагентском», находим определение: «лицо, получившее поддержку или находящееся под иностранным влиянием в иных формах». Как понимать эти «иные формы»? Допустим, кто-то впечатлился песнями «Битлз», или Элтона Джона, или, страшно сказать, Эдит Пиаф или Стинга — значит, попал под иностранное влияние? А если у этого «кого-то» в паспорте штамп о браке с иноагентом, как у Аллы Борисовны?
А знаете что? Завершу я, пожалуй, на том свою заметку. А то не ровен час... Помню, например, как однажды поднес Пугачевой букет цветов, впечатленный успехом их тогдашнего с Киркоровым продюсерского проекта «Чикаго». С точки зрения сегодняшнего дня, попал под влияние. Да так под ним и нахожусь.