Кукольная большая опера

К нам едут марионетки, умеющие петь, как в «Ла Скала» 

Знаменитый итальянский театр марионеток «Карло Колла и сыновья» представит 9 и 10 апреля в Москве одну из самых популярных опер Пуччини «Турандот». Спектакли пройдут на сцене Московского ТЮЗа.

Театр Карло Колла приезжает по приглашению VI Транссибирского арт-фестиваля, центр которого – Новосибирск, но события охватывают весь громадный сибирский регион, а также ряд городов Европейской России. Гастрольная поездка итальянцев также поддержана Министерством культуры РФ.

Традиция смотреть и слушать оперные спектакли в исполнении кукол возникла в Италии в XIX веке. Театр марионеток здесь всегда был народным и до сих пор остается таковым, привлекая самую широкую публику, но в первую очередь, конечно, детей и молодежь.

А вот для России марионетки, тем более исполняющие оперу – большая редкость. По сути только театр семьи Колла и представляет этот жанр, раз в несколько лет приезжая к нам на гастроли.

Сила иллюзонизма этих спектаклей потрясающа. Здесь все, как в настоящем театре: порталы, кулисы, задники, декорации. В полностью затененном зале светящаяся сцена и куклы-актеры на ней воспринимаются в абсолютно человеческом, а не игрушечном масштабе.

Ну, и «петь» куклы будут голосами лучших артистов мира: в спектакле использована запись труппы «Ла Скала» 1957 года с участием Марии Каллас, Элизабет Шварцкопф, Николо Заккариа и других легенд оперной сцены.

Добавим несколько слов об истории театра марионеток «Карло Колла и сыновья». Это один из старейших театров в Италии – не только среди кукольных. «Театральное дело открыл в 1835 году наш прадед Карло Колла, – рассказывает Эудженио Монти Колла, нынешний руководитель коллектива. – Вся наша семья на протяжении почти двух веков служит в кукольном театре. Вот сейчас мы с моим двоюродным братом возглавляем труппу. Управлять марионеткой – это как играть на музыкальном инструменте. Таких «инструментов» у нас несколько сотен».

«Магате» – так в старину в Милане называли кукол – делаются из липы, самого эластичного дерева, а вот руки марионеток, чтобы движения были пластичными, – из ткани, которую набивают опилками или ватой, – продолжает Эудженио. – Глаза – из особого стекла, поэтому в них – живой блеск. В репертуаре каждой нашей куклы, как у всякого актера – сразу несколько спектаклей, для разных постановок им наносят соответствующий грим, меняют костюмы и прически. Мы относимся к ним не как к куклам – они оживают, когда ты вселяешь в них свою душу. Невероятные ощущения!»

Театр пользуется теми же историческими мастерскими, какие обеспечивали его работу в XIX веке. Там кукольники изготавливают все необходимое для спектаклей: создают марионетки, расписывают декорации, придумывают костюмы, мастерят парики и «драгоценности».

Сейчас в репертуаре труппы балеты «Петрушка» Стравинского, «Шехеразада» Римского-Корсакова, опера «Князь Игорь» Бородина, конечно же – шедевры итальянского музыкального театра «Аида», «Трубадур» Верди и многие другие произведения.

Напоследок – об одной интересной особенности Театра Карло Колла. Иногда его постановщики отваживаются менять финал произведений. Например, в «Аиде» неожиданно наступает счастливая развязка – герои находят тайный выход из подземелья. У Эудженио Монти Колла есть на этот счет аргумент, против которого трудно возразить:

«Наши спектакли смотрят прежде всего дети. И мы не можем допустить, чтобы они уходили с постановки опечаленными. Зато, я уверен, наши спектакли вызовут у них интерес и к «большому» театру, где они, когда немного подрастут, уже посмотрят оперу в ее аутентичном виде».

Но в «Турандот» подобная переделка не понадобилась, поскольку в этой красивой сказке любовь побеждает, растапливая самое холодное на свете сердце принцессы, давшей опере свое имя.