По идее, такая фраза в титрах должна вызывать доверие зрителей к происходящему на экране. Но это не совсем так
По идее, такая фраза в титрах должна вызывать доверие зрителей к происходящему на экране. Мол, это не один лишь плод безудержной фантазии сценаристов. Но бывает и так, что из многочисленных сюжетных поворотов действительности соответствует лишь пара-тройка. А остальное придумано ради цветистости истории. Случается и по-другому: авторы никоим образом не дают понять, что их герои имеют прототипы. Но мы сами легко догадываемся об этом.
Вот пример последнего. Канал «Россия 1» завершил показ сериала «На краю». В центре повествования — молодая студентка престижного столичного вуза, из обеспеченной семьи. Но так уж случается, что из-за неверности отца родители расстаются и одновременно, также в связи с изменой, девушка рвет отношения со своим женихом. Словом, привычный мир рухнул. И тут героине весьма кстати подворачивается красавец с восточными корнями, тоже по всем параметрам несчастный. Два одиночества полюбили друг друга настолько, что студентка бросила институт, приняла ислам и отправилась в Стамбул знакомиться с семьей будущего супруга. Но ее принц оказался вовсе не принцем, а вербовщиком халифата, в плену которого и оказывается обманутая студентка. Родители сами принимаются за ее поиски, поскольку ФСБ не проявляет, на их взгляд, должной активности...
Так вот. В титрах этого сериала нет уточнения, упомянутого в заголовке. Но в Сети мало кто не вспомнил Варвару Караулову, оказавшуюся примерно в таком же положении.
А вот другой пример. Первый канал в понедельник начнет показ сериала «Сын». В нем тоже нет упоминания о реальной основе. Действие происходит в Финляндии, русская героиня замужем за местным политиком. По ложному доносу ее обвиняют в жестоком обращении с собственным ребенком и отнимают его... Что интересно, сериал-то снят давно, а не далее как пару дней назад в Варшаве полицией был задержан некий Денис Лисов, собиравшийся тайно вывезти в Россию трех своих детей. Он с семьей жил в Швеции, пытался получить вид на жительство. Когда супруга заболела, органы ювенальной юстиции отобрали детей и передали приемным родителям, гражданам Швеции ливанского происхождения. Так сама жизнь подтверждает правдивость выдуманных коллизий.
А вот в прикольном ретродетективе «Вокально-криминальный ансамбль», показ которого завершился на НТВ, ссылка на реальные события есть. И хотя широкой общественности они, события, не известны, все равно приятно осознавать, что тебе не впаривают какую-то откровенную лажу.
Но это, так сказать, художественное творчество. Другое дело — документальные проекты, где правда в эфире подразумевается сама собой. Скажем, уже который год идет на НТВ программа Леонида Каневского «Следствие вели...». В основе каждого выпуска — подлинная история преступлений из советского прошлого. Порой такие вещи рассказываются, что и писателям не придумать! И все ведь натурально. И серийные убийцы, которых в благополучном СССР было, оказывается, немало. И опера. А в марте этот же канал запустил новый проект, который так и называется — «Основано на реальных событиях». Вникнем в смысл словосочетания. Что оно означает в случае с кино, понятно. Главное не придумано. Это и есть основа. Остальное — красоты. Ну, а в случае с энтэвэшной премьерой? Там-то как?
Авторы пообещали аудитории «увлекательный документальный детектив, где ведущий вместе со зрителями будет разбираться в громких скандалах богатых и знаменитых». Еще они заверили в следующем: «Проект совместит популярные телевизионные жанры: сериал, расследование, светские и политические интриги, шоу со звездами... Зрителей ждут детективные методы разработки темы, реконструкция реальных происшествий, неожиданные выводы и, наконец, вся правда о героях, ведь в эфире с точностью будет воссоздан весь ход событий».
Что же в итоге? Смесь жанров действительно наличествует. У ток-шоу, подобных малаховским, позаимствована модная нынче сериальность. Это когда вечер за вечером героями выпусков становятся одни и те же персонажи. «Детективные методы» представлены попыткой авторов любую вполне бытовую историю подавать как нечто из ряда вон выходящее. Так, в «Новых русских сенсациях» преподносится появление какой-нибудь звездящей дамочки в компании с новым бойфрендом. «Реконструкции» сводятся к цитированию давних интервью. А герои? Сначала нам в подробностях рассказывали о личной жизни певца Серова, о его женах, любовницах и внебрачных детях. Потом говорили о семье Спартака Мишулина... Очень свежо, не так ли? И целых три выпуска были посвящены взаимоотношениям Порошенко и Тимошенко! Куда ж без них-то, коль скоро российское телевидение живет сейчас Украиной! Поэтому, когда НТВ эту тему завершил и переключился на семью бывшего московского мэра, аудитория вздохнула с облегчением. Аж четыре дня подряд звучали имена Лужкова, Батуриной, ее брата, его экс-жены Рудковской, ее нового мужа Плющенко, рассказывались истории, давно потерявшие актуальность, и все равно на фоне дружного поношения украинских политиков на других каналах все это звучало как музыка.
Отсюда вывод. Конечно, хорошо, когда что-то основано на подлинных событиях. И все же иногда лучше обливаться слезами над вымыслом, чем давиться опостылевшей реальностью.