Мы не сеем, мы не пашем

Минсельхоз нашел способ защитить отечественного производителя 

Три четверти российской территории имеют неблагоприятные условия для ведения сельского хозяйства, считает Минсельхоз России. Такая мысль оправдывает оказание правительством помощи отечественным предприятиям — без нарушения принятых нами при вступлении в ВТО правил.

Согласно подготовленному Минсельхозом распоряжению, 63 из 83 субъектов Федерации признаны имеющими серьезные ограничения для ведения сельского хозяйства. На основании этого списка будет распределяться господдержка.

Еще в ноябре в аналогичном списке числился 41 субъект Федерации. За зиму морозы не могли погубить суглинки и черноземы в 22 регионах, да и климат не претерпел радикальных изменений, хотя Минсельхоз ссылался именно на климатические условия, качество почв, а также на демографические и социальные условия. Что же случилось?

А ларчик открывается просто! После присоединения к ВТО Россия оказалась в так называемой янтарной корзине, правилами которой национальным правительствам запрещается направлять прямые субсидии фермерам. А вот статус неблагополучной территории позволяет оказывать такую финансовую поддержку.

Благополучными посчитали только несколько центральных областей, а также юг — Ростовскую область, Краснодарский и Ставропольский края. Сибирские территории не попали в эту категорию, хотя добрая доля российской пшеницы выращивается именно там. Вполне предсказуемо статус полностью непригодных для агропроизводства достался Камчатке, Магаданской и Мурманской областям, Чукотскому и Ямало-Ненецкому округам.

Не обошлось и без некоторых странностей. Так, возможность претендовать на трансферты по программе господдержки села получили Чечня, Дагестан и все остальные республики Северного Кавказа, а также Амурская область (крупнейший производитель сои в России) и даже лидер прошлого года по выращиванию пшеницы — Алтайский край. В этом же списке и Оренбургская область, до сих пор экспортирующая зерно.

На этом фоне засушливая Саратовская область и близлежащая Калмыкия, имеющая огромные проблемы в социальной сфере, уже не кажутся в этом списке инородными телами. Да и граничащие с ними Волгоградская и Воронежская области...

Голос

Александр Корбут, вице-президент Российского зернового союза

— Нахождение в «янтарной корзине» запрещает прямые инвестиции государства по тем направлениям, где возможно административное регулирование цен, поскольку это нарушает рыночные правила игры. Однако намного ранее нас вступившие в ВТО страны уже адаптировались к этим правилам, перейдя к широкому применению так называемых мер несвязанной поддержки. Именно к таким мерам относится нынешний маневр Минсельхоза. Идет нормальный, естественный процесс. Государство обязано вырабатывать новые механизмы поддержки производителей, делать это системно и поэтапно.

Если говорить о конкретных мерах, которые в самое ближайшее время весьма желательны и при этом полностью позволяются условиями работы в ВТО, то следует ограничить экспансию некоторых зарубежных недобросовестных партнеров. Ведь некоторые из них, в основном развивающиеся страны, при вступлении в ВТО выторговали возможность прямо субсидировать своих производителей продовольствия, и теперь активно этим пользуются, выдавливая нас с рынка. Правительство может и должно обеспечить жесткий подход и выровнять правила взаимной торговли.

Также в России в последние годы успешно развивалось производство риса благодаря рациональной государственной политике. Однако ВТО слишком «открыла» нас в этой сфере. И еще есть возможность с помощью таможенных пошлин ограничить импорт, дать стимул рисовой отрасли. Но наиболее острая ситуация в животноводстве, где вступление в ВТО нарушило бизнес-планы компаний. Здесь особенно важно урегулировать вопросы в рамках Таможенного союза. Наши партнеры оказывают куда более серьезные меры поддержки своим производителям, что дает им большое преимущество на рынке, особенно по молочной продукции. Наше правительство должно проработать вопрос с Белоруссией и Казахстаном, с тем чтобы у нас были равные условия субсидирования своих сельхозпредприятий и фермеров, а также равные условия их доступа на рынки друг друга.