Клерк становится новым героем нашего времени

Офис добрался до театральной сцены

«Метод Грёнхольма»

Театр Наций, режиссер Явор Гырдев

Четверо соискателей являются на собеседование в офис крупной корпорации. Каждый из них претендует на позицию топ-менеджера. Герои рассчитывают на индивидуальное собеседование, но общаться им приходится только друг с другом, выполняя неожиданные задания невидимого интервьюера. По ходу действия соискатели вынуждены изливать друг другу душу. Однако доверять нельзя никому. Выстраданная исповедь на самом деле оказывается хитрой ложью. Со временем становится понятно, что среди соискателей есть «свой» человек. Обычное собеседование оборачивается испытанием на прочность и превращается в некую игру.

Пьесу современного каталонского автора Жорди Гальсерана, по которой поставлен спектакль, называют остросюжетным психологическим детективом, интеллектуальным триллером и одновременно ироническим комментарием к правилам современной корпоративной культуры.

«Под давлением 1–3»

Российский академический молодежный театр, режиссер Егор Перегудов

Пьесу немецкого драматурга Роланда Шиммельпфеннига о жизни офисных служащих поставил Егор Перегудов. Офис во всей этой истории — не просто гигантское 16-этажное здание, но арена борьбы. Не случайно российские постановщики назвали спектакль «диалогами в трех раундах»: сама сцена представляет собой боксерский ринг с натянутыми по краям веревками.

Зрителю предлагаются три истории. В первой из них владелица корпорации сгорает от ненависти к амбициозной подчиненной. Во втором рассказе карьеризм и гордость двух сотрудников побеждает зарождающуюся любовь, в результате чего все заканчивается обидой и предательством. В третьей сцене за место в индийском филиале компании борются два менеджера. Стремление клерка продвинуться вверх по служебной лестнице затмевает все остальные желания.

«Манагер»

«Театр.doc», режиссер Руслан Маликов

«Театр.doc» ставит пьесы, сюжеты которых подслушаны и подсмотрены в обычной жизни. «Манагер» — одна из них. Как утверждают авторы, актеры немало времени провели в офисе, а часть диалогов выросла из записанных на диктофон чужих разговоров.

В центре внимания — будни конторы TSK group, сотрудники которой обязаны к утру придумать рекламную кампанию для нефтяной корпорации, оформить конференцию по экопластику и т. д. Соавтором сценария выступил Никита Денисов, когда-то работавший в PR-агентствах и консалтинговых фирмах, а потому изнутри изучивший нравы «манагеров», в частности их профессиональный сленг, на котором изъясняются герои.

«Оffис»

Театр им. А. С. Пушкина, режиссер Роман Козак

Спектакль поставлен по пьесе современного немецкого автора Ингрид Лаузунд «Бесхребетность». Пятеро сотрудников готовятся к встрече с шефом. Все жаждут произвести впечатление на грозного босса — и вот поочередно заходят в его кабинет. Что происходит за дверью кабинета, зритель не видит, но герои возвращаются убитыми, причем в буквальном смысле: с ножами в спине и оторванными головами в руках. Однако жизнь «убитых» клерков на этом не заканчивается: они продолжают как ни в чем не бывало заниматься обычной офисной рутиной и подковерными интригами. Пьеса представляет собой сатиру на класс «белых воротничков», ежедневно упражняющихся в подобострастии и интригах ради успешной карьеры и развивающих в себе качество, необходимое для успешного карьерного роста, — бесхребетность.

Аморфность персонажей передается не только вербально, но и посредством пластики. Герои выражают в танце свои внутренние переживания, страхи и конфликты. Финал пьесы неоднозначен и оставляет простор для зрительской фантазии: дверь кабинета распахивается, и сотрудники застывают в ожидании.

«Синий слесарь»

«Театр.doc», режиссеры: Михаил Угаров, Руслан Маликов

Автор «Слесаря» Михаил Дурненков когда-то работал в тольяттинском автосервисе, и потому его пьеса почти что документальная, но с особым углом зрения. Спектакль, построенный как заводской концерт самодеятельности, состоит из историй работающих на предприятии людей.

Сам Синий слесарь когда-то спился и умер, а теперь его привидение обитает в цеху. Слесаря рабочие вызывают по необходимости: например, если на проходной отобрали выпивку, а отметить день рождения нечем. Тогда призрак сразу вводит жаждущего в состояние опьянения, неотличимое от состояния медитации и душевного просветления. Рабочие общаются, пьют и сочиняют хокку — философские насмешливые трехстишия на японский манер: «Мастер, увидев красу, рукав слезами омыл. Пух тополиный в солярке». Стихи слесари выдают между сменами, а алкоголь пьют из обрезков труб.

«Антидот»

Liquid Theatre, режиссеры: Ксения Петренко, Алексей Жеребцов

Создатели и участники «Антидота» — Liquid Theatre — работают в редком жанре site-specific, то есть загоняют свои перфомансы в какую-либо среду. Перед тем как «Антидот» добрался до сцены, его играли на улицах и в торговых центрах.

«Антидот» — необычный спектакль об офисных буднях, главным образом потому, что танцевальный. Мужчины в серых костюмах держатся за папки с бумагами, а через пару секунд листки разлетаются по сцене. Двое клерков отчаянно рвут лист бумаги на мелкие кусочки — быть может, надеются тем самым заслужить повышение. Корпоративный тренинг становится главным событием трудового дня. Тренерша приказывает клеркам разуться, взглянуть на лица коллег и увидеть в них нечто приятное. В ответ сотрудники лишь смущенно и недоуменно озираются по сторонам. Наконец, подчинившись приказу активной тренерши, они замечают метаморфозу: белая бумага превращается в лепестки роз, а невзрачные сослуживицы — в привлекательных девушек. Корпоративный дух явно налажен.

«Капитал»

Театр «Практика», режиссер Эдуард Бояков

Спектакль по пьесе Владимира Сорокина начинается с классической офисной сцены: банковские клерки собираются на совещание. Возглавляет его президент. Казалось бы, ничего примечательного. Но тут повествование принимает совершенно абсурдный поворот. Совещание банковских служащих превращается в операцию. Оказывается, президент банка каждый год делает шрамирование лица, и сейчас он должен решить, где же хирург сделает надрез в этот раз. Действие развивается в абсурдном тоне и завершается корпоративной банковской забавой под названием «Задави ходора». По правилам игры каждый должен выйти на сцену и рассказать нелицеприятный факт из своей биографии.

Действие в пьесе практически отсутствует, оно просто теряется в огромном потоке слов. Герои практически не двигаются. По углам сцены расположены два экрана, на которых периодически появляется текст — комментарии к действиям персонажей.

«Мотовилихинский рабочий»

«Театр.doc» и проект «Я — рабочий», режиссеры: Михаил и Вячеслав Дурненковы, Юрий Клавдиев, Александр Родионов

«Мотовилиха» — старейший металлургический завод, построенный в XIX веке. Драматургам удалось попасть в сталеразливочные цеха и курилки завода. Целью постановщиков было изучить жизнь завода в максимальном приближении и показать зрителю во всех деталях.

Спектакль «Мотовилихинский рабочий» — совместный проект московских драматургов: братьев Дурненковых, Юрия Клавдиева и Александра Родионова. Драматурги провели на Мотовилихинских заводах две недели, беседуя с рабочими. Пьеса была составлена из бытовых зарисовок и набросков, которые удалось раздобыть постановщикам. Авторы рассказывают о разных сторонах жизни рабочих, сокращениях на заводе и трудовых буднях.

Мнение

Егор Перегудов, режиссер спектакля «Под давлением 1–3»:

— Сегодня наблюдается тенденция к постановке спектаклей на офисные темы. Однозначно ответить, почему так происходит, не получится. Каждый режиссер преследует свои цели. Кого-то интересует аудитория офисных работников, а это огромная масса людей. Один из способов привлечь их внимание к театру — создать спектакль о жизни клерков. У современной драматургии на сегодняшний день проблема — нет героя. И офисные пьесы можно рассматривать как попытку найти героя нашего времени, понять, какой он. В нашем случае офис — это скорее повод для театрального исследования и размышления. Наш спектакль не об офисной жизни, а об ощущении жизни: как мое поколение — поколение тридцатилетних — себя чувствует, как ведет себя в декорациях офиса.

И не важно, что многие из зрителей и участников спектакля в таких кабинетах никогда не сидели, наша пьеса не о клерках. Офис — модель современной жизни с ее жесткими законами, глобальным одиночеством, поисками любви и близкого человека. Мы пытались обозначить в пьесе определенные проблемы, чтобы поразмышлять над ними вместе со зрителями. Вопросы можно назвать извечными, только в современной трактовке: готовы ли вы пожертвовать своей карьерой ради любви? Еще одна актуальная тема — одиночество: человек неразлучен со своим телефоном или компьютером, но живых людей рядом нет. Есть только «френды», маски, но где настоящие друзья? И самое страшное заключается в том, что нет потребности в живом контакте, который замещает иллюзия общения.

В случившемся никто не виноват — таково время, в которое мы живем. У нас не было задачи критиковать офисную систему и провозглашать со сцены, насколько она ужасна. Всем надо зарабатывать на жизнь, другой вопрос — как и какой выбор делать в той или иной ситуации.

Явор Гырдев, режиссер спектакля «Метод грёнхольма»:

— Интерес театральных режиссеров к офисной теме связан с переменой в образе жизни людей. Зрители, приходящие на спектакли, становятся объектом изучения для авторов. Людей напрямую это затрагивает, им это интересно. «Метод Грёнхольма» — об игровой зависимости. История интегрирована в мир больших корпораций и корпоративных отношений. Оказывается, современный человек бесконечно зависим от игры — он одержим желанием побеждать.

Карьерный успех становится одним из проявлений данной зависимости. Люди готовы на все, чтобы добиться этого успеха. Зачастую деньги служат внутренним оправданием подобным поступкам, но даже самые богатые люди порой не могут побороть в себе азарт игры. Корпоративная этика интерпретируется здесь самым любопытным способом. Контекст, в который помещена ситуация, не более чем лакмусовая бумажка, проявляющая человеческие особенности. Мы не ставим спектакль исключительно для офисных сотрудников. Наша публика универсальна.

Если бы история не была интегрирована в пространство офиса или корпорации, она произошла бы где-нибудь еще. Но в данном узком контексте интерес к ней только возрастает, потому что многие люди ежедневно подчинены такому образу жизни.

Что еще посмотреть

5 популярных сериалов про офис

«Офис»/«Office» (2005–2009)

Сериал американской телекомпании NBС, где идиота-начальника играет известный комик Стив Карелл. Съемки первого сезона проходили в реальном офисе, но потом продюсеры решили воссоздать обстановку в павильонах. Зрителям России сериал показывали в 2005–2009 годах в рамках проекта «Городские пижоны» на «Первом».

«Клава, давай!»/«Less Than Perfect» (2002–2006)

Ситком компании ABC. Место действия — офис новостной телекомпании. Главная героиня Клава Кейзи (актриса Сара Рю) перемещается по карьерной лестнице туда-сюда, а следовательно, и с этажа на этаж. Каждый переезд вынуждает ее заново строить отношения с коллегами. Параллельно она во что бы то ни стало хочет найти мужчину своей мечты, даже когда круг поиска ограничивается офисом на Манхэттене. В России сериал шел на MTV.

«Не родись красивой» (2005–2006)

Сериал про уродливую секретаршу Катю Пушкареву снят по лицензии на колумбийскую теленовеллу «Yo Soy Betty La Fea» («Дурнушка Бетти»). Действие разворачивается в офисе компании по производству модной одежды «Зималетто». В центре событий — преображение героини из дурнушки в симпатичную девушку и ее любовные страдания. Атрибуты офиса — большие начальники, советы директоров, интриги в руководстве, «женсовет» из болтливых секретарш. Сериал произвела компания «АМЕДИА», он был показан на СТС.

«Маргоша» (2009–2010)

В основе сериала — аргентинская теленовелла «Lalola». Главный герой Гоша работает главным редактором глянцевого журнала «MЖ». Он страшный ловелас, которого уже в первой серии покинутая любовница магическим путем превращает в женщину Марго. Гоше-Маргоше приходится ходить в офис на высоких каблуках и в обтягивающих юбках, спорить с руководством, ругаться с секретаршами и крутить роман с арт-директором журнала. Отсняв 150 лицензионных серий, СТС принялся за работу над продолжением уже по собственному оригинальному сценарию.

«Игрушки» (2010)

Новая офисная комедия от продюсеров СТС стартует прямо сегодня. Главная героиня Валя (актриса Екатерина Копанова) чем-то смахивает на Клаву из сериала «Клава, давай!» — такая же молодая, такая же рыжая и так же мечтает о любви. Варя работает в офисе компании по производству детских игрушек и уже два года встречается со своим коллегой, который женат на дочке босса.