МАЙКРОСОФТ ЕСТЬ
- Идея завоевать мир родилась не от гордыни, а после кризиса 1998 года, - признается Борис Георгиевич. Он высокий, худой, взлохмаченный, в потертой клетчатой рубашке, на директора не похож. - Наш основной продукт (программы для автоматизации бизнеса) тогда упрочился на рынке, а игры наоборот. 34 доллара за диск стали воспоминанием, народ пошел покупать "пиратки". Был выбор: закрыть игровое направление либо завоевать нишу на международном рынке. Юра Мирошников предложил заняться модными авиасимуляторами. Спрашиваю: "Кто в ринге?". Он говорит: "Абсолютный лидер - "Майкрософт". Я подумал: "Хорошее начало, заставит нас собраться!".
И собрались. В глазах пестрело от справочников по истории авиации, учебников аэродинамики и атласов второй мировой. Головы разработчиков кружились от налетанных на настоящих самолетах часов. Простой штопор от плоского, восходящие потоки от нисходящих, мессершмитт 1942 года от 1944 стали отличать даже уборщицы, а 41 рабочий час в неделю никому не снился - снились самолеты. Шутка ли - 203 модели истребителей и бомбардировщиков! С точно восстановленной боевой раскраской, интерьером кабины, управлением и манерой полета. 40 тщательно воссозданных карт боевых действий от Перл-Харбора до Берлина. Плюс отражение самолетов в воде и подводные ландшафты; полупрозрачные облака; почти настоящие дожди....
В 2002 году, через год после выхода, "Ил 2 Штурмовик" стал самым популярным авиасимулятором в мире, включая консервативную "одноэтажную" Америку. С 2003 года на базе Ил-2 проводятся чемпионаты Европы, а с 2004 года - мира.
УБИЙЦА ТЕЛЕТАЙПОВ
Ничего бы не было, если бы в 1969 папа-физик не взял 12-летнего Борю на работу. В воскресенье. Физики тогда писали сами для себя расчетные программы. Боря увидел компьютер и замер. "Машина" М 20 занимала половину этажа и мигала сотнями лампочек. За стеклами крутились бобины магнитной пленки. Змеи перфоленты устилали пол. Возле таинственного пульта управления ходили информационные "жрецы". Боря понял: жизнь - это программирование.
Любовь оказалась взаимной и моногамной. Вот цифры: за 2006 год его компания выросла на 48%. Сегодня она крупнейшая софтверная фирма России, имеет десятки дочерних компаний и 3300 партнеров по франчайзингу. На единой платформе "1С:Предприятие" выпускает универсальные программы для автоматизации управления производством, торговлей, ведения бухучета. А партнеры "затачивают" их для парикмахерских, лесопилок, ломбардов и пр. Да что там - создана целая отрасль: внедрением и обслуживанием программ занимается 100 тысяч человек создателей и 200 тысяч человек на предприятиях-потребителях. Спросите - когда же Нуралиев задумал бизнес? На самом деле не понятно, кто кого задумал...
Окончив институт с красным дипломом в 80-м, Борис возглавил группу по автоматизации баз данных в лаборатории МЭСИ. Однако вышел конфликт с начальством. Ему сказали: "Ты один завод автоматизировал, второй автоматизировал. Для диссертации это уже много! Зачем за третий взялся?".
Перешел в проектный институт системы Госкомстата в 87-м. Через год возглавил отдел. Когда создавал систему автоматизации Верховного Совета, друзья подкинули халтуру. Попросили написать программу для ПК, заменяющую систему телекса-телетайпа. Написал. Разошлась тиражом в 5 тысяч экземпляров. Громадный ящик телетайпа покинул природу вещей. А следом за ним в воспоминание превратился СССР. Хозрасчетный отдел Бориса нужно было кормить - пришлось думать как. Думал недолго - в 91-м организовал "1С".
ВЕЧНЫЙ РЕСУРС
Кабинет Нуралиева каноничен не больше хозяина. На столе ноутбук. Сбоку от нормального тонкого монитора ютится древний, лучевой.
- Вот, - он провел рукой по клавиатуре, - самый демократичный бизнес во Вселенной. Ни скважина не нужна, ни "труба", ни земля. Бери 104 кнопки - и покоряй мир. Запас нулей и единиц, из которых состоят программы, в природе не ограничен.
Информационные технологии, считает Нуралиев, потому и развиваются быстрее всех (ежегодный мировой прирост - 5%, российский - 25%), что их никто не контролирует. Хотя Россия с 1 января 2007 года начала регулировать рынок IT технологий. Якобы с целью поддержки отрасли. И это дает три причины для беспокойства: 1) Льготы получают только предприятия, аккредитованные в Министерстве информатики и связи, - значит, у кого-то будет аккредитация, а у кого-то нет; 2) Льготы получат предприятия численностью не меньше 50 человек. (Весь мир занимается разработкой антимонопольных законодательств, а у нас фактически принята промонопольная норма); 3) Наконец самое неприятное: новое законодательство поддерживает экспорт услуг, а не готовых продуктов. Продажа готовых продуктов затруднена.
Экспорт услуг - это офшорное программирование. Например, в Америке программистов не хватает, и их услуги дороги. Компании ищут зарубежных программистов, в основном в Китае и Индии. Сейчас у нас ряд авторитетных деятелей утверждает, что Россия должна развивать сеть офшорного программирования и встать между Индией и Китаем.
- Мое личное мнение, - речь Бориса Нуралиева стала жестче, - Россия не должна становиться плантацией интеллектуальных батраков. Зачем нашим ребятам создавать полуфабрикат, который принесет деньги честь и славу иностранным фирмам?! И чтобы потом мы покупали за огромные деньги продукт, нами же созданный? Нет, Россия - не Индия. У нас уйма креативных мозгов. Мы способны выпускать готовый продукт. Пример - автомат Калашникова, который на вооружении десятков армий, считается эталоном надежности и красуется на гербах 6 государств. Вот это наш путь, вот на что стоит равняться. Лично я вижу место России между Ирландией и Израилем, а то и между Германией и США. Больше того, это моя цель.
ВЫНУЖДЕННАЯ УТЕЧКА
История с телетайпом показала, что серийный продукт может принести огромный доход. Отсюда первый принцип: "Делать качественные продукты, необходимые массовому рынку". В начале 1990-х годов этот принцип обеспечил успех "1С:Бухгалтерии". Чуть позже рискнули открыть направление игровых и обучающих программ для дома. Начали с "живых книг". В 96-м спродюсировали первую игру "Братья пилоты" по мотивам мультфильма "Следствие ведут Колобки". Рисовала студия Татарского, программировала команда Жени Сотникова. Продали 30 тысяч экземпляров по 32 доллара. Успех. Следующую игру, "Князя", решили сделать сами силами семерых художников-программистов.
- Знаете, как я понял, что к нам пришла популярность? - вспоминает Борис Георгиевич. - Нашу дистрибьюторскую "Газель" в 99-м остановил гаишник и говорит водителю Коле Ромину: "Слушайте, почему за третьей деревней на меня нападают не зеленые, а красные муравьи? Это ошибка!" (из сюжета игры "Князь"). Ромин ему: "Я не знаю, у меня восемь классов образования, я водитель. Вот телефон, звоните разработчикам". "Нет, - не унимается гаишник, - вы скажите, почему муравьи красные и меня там каждый раз убивают?"
"Князь" продавался по 8 тысяч экземпляров в месяц. Тогда же впервые продали лицензию на игру за границу - в Тайвань. Доход с этой страны, которую не всякий найдет на карте мира, оказался больше, чем от продаж по всей России. Казалось бы, экспорт программного продукта должен стать обычным делом. Но нет. На практике в России вернуть НДС за вывезенные из страны программные продукты не получается. Что же, компания вынуждена была организовать производство по тиражированию на Украине и в Казахстане. Там препон экспорту нет.
- Я несколько лет назад пытался бороться в правительстве, но ничего не вышло, - сетует Борис Георгиевич. - Люди не видят разницы между продажей компьютерных программ и нефти. Нам барьеры на экспорт, а мы открываем производство на Украине. И кто в выигрыше? У кого рабочие места? Где интеллектуальный, ресурсосберегающий бизнес?
СТУДЕНТЫ ТРЕБУЮТСЯ
- А вообще IT-бизнесу не льготы, а специалисты нужны, - уверен директор.
Потому что этот сектор экономики развивается на 25% в год, а численность населения падает. Чудес не бывает, и отрасль испытывает острый дефицит кадров.
- Российской IT-индустрии, - говорит Нуралиев, - требуется 170 - 180 тысяч специалистов в год. 100 тысяч в IT-фирмы: писать программное обеспечение, игры, создавать графику, руководить проектами. И остальные заказчикам - помогать работать с программным продуктом. А система образования выпускает 28,5 тысячи специалистов и 18 тысяч бакалавров в год. Ведь вы поймите: отрасль все равно своих людей заберет! Потому что зарплаты у нас выше, работа интереснее. Получается, что вузы учат людей на физиков-теоретиков и инженеров-конструкторов, а наша отрасль потом переучивает. С общественной точки зрения целесообразно сразу готовить достаточное количество специалистов для такой современной, перспективной и экологически чистой отрасли, как информационные технологии!