А до этого был концерт. На сцену вышли 16 девушек из народного ансамбля "Веретенце", они держали за руки 16 таких же нарядных маленьких детей. Они запели что-то такое нежное и заветное, на что сразу благодарно откликается сердце. Лица детишек торжественны и радостны, голоса прекрасны, и как было поверить в то, что большинство маленьких исполнителей не видят зрителей, не слышат ни своего хора, ни горячих аплодисментов! Их единственно ощутимая связь с миром - руки.
Уникальному Сергиево-Посадскому детскому дому в этом году исполняется 45 лет. Он открылся в 1962 году благодаря настойчивости ученых Ивана Соколянского и Александра Мещерякова. Именно они еще в 1930 - 1940 годы разработали методику адаптации и обучения детей, которые родились слепыми и глухими. Суть методики проста, но от воспитателя она требует подвига. Иначе и не назовешь тот педагогический процесс, когда с первой минуты общения взрослый берет руки ребенка в свои и через руки проходит обучение всему - от азов умывания и одевания до знакомства с классической музыкой и литературой.
В 1960 - 1970 годы совершенствование этой методики продолжили философ и психолог Эвальд Ильенков и его соратники. Благодаря их усилиям несколько слепоглухих от рождения воспитанников детского дома поступили в МГУ и успешно окончили психологический факультет. Александр Суворов стал известным ученым, доктором педагогических наук. Елена Роденко и Ирина Галепская окончили отделение для неслышащих Московского педагогического университета и вернулись в детский дом как педагоги.
Среди тех, кто сегодня работает с детьми, - их духовный наставник, насельник Троице-Сергиевой лавры, иеромонах Мелитон - он изучал сурдопедагогику и детскую психологию еще в мирской жизни. Благодаря ему дети теперь участвуют в богослужениях, ход которых переводится им "в руку", а некоторые мальчики уже алтарничают. Рядом с детским домом строится храм в честь явления Божьей Матери преподобному Сергию Радонежскому.
Когда на концерте малыши из Сергиева Посада, крепко держась друг за дружку, раскланивались русскими земными поклонами, я подумал: ах, если бы мы так держались друг за друга, совсем другая была бы жизнь на Руси...
Вернувшись домой, я услышал в новостях, как один государственный деятель беспристрастно докладывал в Думе о том, насколько дорого обходятся бюджету больные люди. И что некоторые больные своими "дорогими" болезнями просто разоряют казну. Слушать это было невыносимо. Как и читать изданные два года назад Минздравом нормы обеспечения одеждой воспитанников Сергиево-Посадского детдома: майки - 10 штук на три года, ползунки - 6 штук на два года, 3 пары теплых носков на полтора года, 10 платков носовых на год...
Нет, не физические недуги, и даже не эпидемии, а нечувствие (по давнему определению Юрия Трифонова) правителей - вот настоящее горе для народа! И что действительно угнетает нашу страну, так это тотальная нравственная глухота и сердечная слепота здоровых и богатых, помешанных на фитнесе и горных курортах! Нет ничего страшнее бессовестных и самодовольных здоровяков.
Сегодня расшатанный духовный фундамент страны удерживают вовсе не Атланты, не те, кто "качается", занимается теннисом или гольфом. И как бы не мечталось нам, чтобы вернулись на русскую землю времена благочестивых богатырей и благоверных князей, все мы видим, что сейчас по Божьей правде живут лишь немощные и неимущие. Они проявляют невероятную духовную стойкость и ангельское терпение. Ну какой здоровый человек вынес бы все те бесконечные мытарства и унижения, которым подвергаются у нас старики, дети и инвалиды? А многие из них не только несут свой крест, но и всем окружающим являют радость и утешение. Их чистыми молитвами и теплится еще наше Отечество.
Мне вспомнились строчки из письма поэта Светланы Байцеровой: "Стараемся жить светло..." Светлана Николаевна живет в городе Железногорске Курской области вместе со старенькой мамой. Местная газета иногда печатает ее стихи. Раньше к ней часто приходили соседские дети, и она занималась с ними.
Однажды Светлана Николаевна написала мне о своем детстве: "Оно было соткано из страдания и звуков чудесной музыки. Представьте себе парализованную девочку в гипсовой кроватке (кроватка вся из гипса, голова моя лежала в гипсовом углублении по форме головы, все туловище и ноги тоже лежали в гипсовом саркофаге), которая поет, как птичка. Сотрудники санатория любили слушать меня, а девочки, которые лежали со мной в одной палате, спрашивали удивленно: "А почему ты поешь не как мы, а как взрослая?" Ведь я пела только арии из опер. Я знала их все наизусть. В то время по радио постоянно транслировали оперные произведения. Медсестры частенько просили меня спеть что-нибудь из "Кармен", "Травиаты", "Самсона и Далилы", "Пиковой дамы" и даже арию Дубровского..."
Я долго искал в доме место для глиняного ангела, сделанного Вовой Сапуновым и, наконец, пристроил его в коридоре. Теперь он встречает меня и провожает. У него желтые, как у цыпленка, крылья и совершенно мальчишеское выражение лица - задорное и боевое. Один глаз у ангела прищурен, а другой подмигивает: не вешай, мол, нос.
"...Свете светлый, светло просвети душу мою..."
кстати
Для тех, кто захочет помочь Сергиево-Посадскому детскому дому.
E-mail: meliton@yandex.ru
Телефон справочной детского дома: (495) 728-49-83.