ЛАТАТЬ ДЫРЫ НАКЛАДНО

Нехватка средств стала бичом наших дорог. По оценке Росавтодора, за период с 2002 по 2004 год

Нехватка средств стала бичом наших дорог. По оценке Росавтодора, за период с 2002 по 2004 год недофинансирование дорожного хозяйства составило 225 миллиардов рублей. Если в 2000 году, когда существовали региональные дорожные фонды, на отрасль выделялось почти 3 процента ВВП, то в 2005-м - всего 1,1 процента. В результате объемы работ сократились, в этот период ремонтировалось порядка трети дорог от нормативной потребности. Стоимость потерь специалисты оценили в триллион рублей. То есть вроде бы сэкономили бюджетные рубли, а в итоге потеряли тысячи.
В этих условиях дорожники с 2005 года отказались от практики латания дыр и перешли к технологии маршрутного ремонта - целенаправленного и качественного выполнения работ по приведению в нормативное техническое состояние больших участков дорог. В рамках подпрограммы "Автомобильные дороги" из федерального бюджета было выделено более 110 млрд. рублей, которые потратили с большой пользой для сети. За прошлый год введено в эксплуатацию более 169 километров федеральных дорог, а еще 3500 километров было отремонтировано. В ближайшие 4 года из бюджета на эти цели планируется выделить 880 млрд. рублей, и соответственно вырастут темпы работ.
Конечно, новый уровень качества строительства и ремонта требует дополнительных вложений в отрасль. А их не всегда хватает - деньги на ремонт магистралей, первоначально выделенные в 2005 году, лишь наполовину покрывали потребности отрасли. Правда, в течение года выделялись дополнительные средства, и в итоге объемы финансирования удалось увеличить на треть. Дорожники надеются, что такой порядок будет сохранен, поскольку в бюджете 2006 года, несмотря на номинальный рост финансирования, сумма фактически выделяемых средств с учетом инфляции снижается.
Выбор в качестве приоритета поддержания в рабочем состоянии действующей дорожной сети отразился в планах бюджетного финансирования на 2006 год - на ремонт и содержание федеральных автодорог планируется выделить почти 43 миллиарда рублей вместо 23,7 миллиарда, полученных в 2005 году. Это позволит остановить разрушение сети и нарастить темпы ремонтных работ. Впрочем, для этого необходимо добиться ритмичного выделения средств. Пока значительная часть денег поступает осенью, когда их сложно освоить.
Одной из эффективных форм финансирования мог бы стать целевой источник для дорожного хозяйства. Сюда могли бы отчислять, скажем, акцизы за продажу топлива, авторезины и так далее. Вот, скажем, в Польше штрафы за нарушение правил дорожного движения направляются в дорожный фонд. Мировая практика свидетельствует, что к управлению такими фондами полезно привлекать общественность, которая следит, чтобы средства тратились строго по назначению.