ТОКАРЬ, НА СЛЕСАРЯ РАВНЯЙСЬ!

На днях Минобороны приступило к очередному эксперименту - создает учебные центры, где солдаты-срочники смогут получить профобразование по 34 специальностям. Начальник отдела проблем социальной адаптации военнослужащих Главного управления воспитательной работы МО полковник Павел Бондаренко сообщил, что для этого совместного проекта военного ведомства и Министерства образования и науки придется перепрофилировать часть учебных частей в профессионально-технические училища. Всего планируется создать не менее 100 таких центров "профориентации".

Нет сомнений, что эта инициатива - еще один шаг к заветной цели военного руководства: сделать службу в Вооруженных силах более привлекательной для молодых людей. Она будет реализовываться в рамках национального проекта "Образование" и обойдется госказне в полмиллиарда рублей. Только в нынешнем году выделено уже 100 миллионов. Правда, руководство страны решило дать Минобороны испытательный срок. Через год результаты обучения солдат гражданским специальностям, так сказать, без отрыва от казармы будут тщательно проанализированы. В зависимости от них эксперимент или закроют, или будут не только продолжать в армии, но и перенесут в другие силовые ведомства. Впрочем, в том, чтобы он прошел успешно, заинтересована не только сама армия. Развал системы профессионально-технического обучения поставил отечественную промышленность в крайне тяжелое положение - приток молодых кадров практически иссяк. Теперь Вооруженные силы, не без пользы для себя, начнут исправлять ситуацию.
Первыми сядут за парты новобранцы нескольких "учебок" Московского военного округа и школы поваров в Наро-Фоминске, учебного подразделения инженерных войск СКВО. Там из курсантов отберут 1900 добровольцев, имеющих полное среднее образование, и в течение 5 месяцев преподаватели, как военные, так и гражданские, будут обучать их по выбранным специальностям. Потом - теоретические экзамены и стажировка в войсках. На завершающем этапе выпускники должны сдать уже практические экзамены и получить диплом общероссийского образца. Правда, остаются некоторые вопросы. Где, например, будут стажироваться печатники плоскопечатных машин или машинисты холодильных установок?
Но военные полны оптимизма. Они утверждают, что все три десятка специальностей востребованы не только на "гражданке", но и в частях. Кроме всего прочего, открытие солдатских ПТУ позволит создать новые рабочие места для жен офицеров и военных пенсионеров. К концу нынешнего года этих учебных заведений будет 25, а к лету следующего - 34. Пока ясно одно - конкурс в них будет достаточно высоким. Социологические опросы показывают, что до 80 процентов военнослужащих не прочь приобрести за время службы гражданскую специальность. А в Минобороны уже подумывают о восстановлении "ликбезов" - полковых школ, где недоучившиеся ребята могли бы получить аттестат о полном среднем образовании.
Генеральный директор ОАО "Нефтемаш" Федор ШИМЧУК (Саратов):
"АРМИИ СКАЖЕМ
ТОЛЬКО СПАСИБО!"
- Конечно, молодые кадры нужны нашему предприятию. Сейчас средний возраст инженерно-технического персонала и рабочих - 39,5 года. Мы сами всячески стараемся привлечь молодежь. С техникумами и профессиональными училищами заключаем договора, приплачиваем за обучение токарей, электриков, механиков, наладчиков. Если армия возьмет на себя организацию их обучения и финансовые затраты, то можем только спасибо сказать.
Вот только я не уверен, что военные сумеют подготовить по-настоящему классных специалистов. Чтобы на гражданке выучить рабочего-станочника, требуется не меньше двух лет. А ведь через год срок службы по призыву сокращается до полутора лет, еще через год - до одного года. И если на службе молодого человека серьезно готовить к будущей гражданской профессии, то времени на военную подготовку просто не останется. Или, может быть, Минобороны хочет обучать рабочим специальностям тех, кто служит по контракту? Тогда, пожалуй, такое совместительство имеет смысл.
А КАК У НИХ?
Жесточайшая безработица в период Великой депрессии 20-х - начала 30-х годов в немалой степени возникла еще и потому, что Америку затопила волна демобилизованных солдат, не имевших ни образования, ни специальности, а большой экономике было не до обучения этого пополнения рабочей силы. В Вашингтоне учли этот урок и к концу второй мировой войны разработали так называемый "солдатский билль о правах", по которому демобилизованный военнослужащий, если он нуждался в этом, имел право бесплатно учиться в школах, дающих ту или иную рабочую квалификацию или даже учиться в колледже.
Пока вооруженные силы формировались на основе всеобщей мобилизации, этого было достаточно. Но после поражения США во вьетнамской войне ситуация изменилась: в стране бушевали антивоенные страсти. 7 мая 1975 года президент Форд объявил об окончании "вьетнамской эры", а 27 февраля 1976 года были закрыты все призывные пункты. Соединенные Штаты достаточно быстро перешли на полностью контрактную систему вербовки рядового состава всех родов войск. Поскольку армия была не в почете, нужна была помимо более высокой оплаты какая-то "морковка", сулящая радужные перспективы и на дальнейшую жизнь после увольнения с военной службы.
В СМИ и на окнах вербовочных центров появились вместе с призывами "поступить на флот и увидеть мир" обещания сделать из юных рекрутов высококвалифицированных специалистов тех профессий, которые особенно востребованы в промышленности и других сферах национальной экономической жизни. Приманка оказалась эффективной, прагматичные юные американцы сообразили, что это совсем не плохо - получить специальность, будучи при этом одетым-обутым и хорошо накормленным за государственный счет и откладывая практически весь свой приличный оклад на банковский счет. Пророчество скептиков-либералов, что Америка останется без вооруженных сил, не оправдалось - с первого же года Пентагон начал получать необходимое число волонтеров.
Суть в том, что это не просто пентагоновский пиар, рядовые, не обученные за срок контрактной службы, при желании получают две, а то и три приличные специальности. По сей день один из первых вопросов, которые потенциальный рекрут задает сержанту-вербовщику: "А какую профессию я смогу получить в той части, куда вы меня направите?"
А В ЭТО ВРЕМЯ
В первый день весеннего призыва в Екатеринбурге вынесен приговор "уклонисту" - шесть месяцев в колонии-поселении.
Руслан Кадыров получил повестку еще летом 2003 года. Объяснял в военкомате, что в армию сейчас же идти никак не может - через четыре дня защита диплома. Его объяснения никого не убедили, но Кадыров все же ухитрился защитить диплом. Устроился на хорошую работу, из призывного возраста вышел, об армии постарался забыть. Но этой зимой его остановили гаишники, проверили документы, и выяснилось, что Руслан объявлен в федеральный розыск, в отношении него возбуждено уголовное дело по статье "Уклонение от службы в армии".
- Обвиняемым по данной статье чаще всего определяют условное наказание или штраф, - поясняет адвокат Руслана Александр Злоказов. - И этот районный суд выносил такие приговоры.
Но на сей раз получилось по-другому. Руслан даже не мог представить, что домой в день процесса он уже не вернется. Его взяли под стражу прямо в зале суда.
- Это показательный, рекламный приговор, - уверен Руслан. - Как раз призыв начался...