"КОНСЕРВАТОР"? ЭТО КОМПЛИМЕНТ,

Время Иоанна Павла II. Что это было? И что будет? Чтобы подвести итоги правления Раба рабов Божьих (один из официальных титулов Папы Римского) и представить, каким явится его преемник, мы обратились к видному исследователю папства, доценту православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Борису Филиппову.

- Что самое заметное в наследии усопшего Папы?
- Во-первых, все 104 зарубежные поездки Иоанна Павла II привели к утверждению, хотя бы на эмоциональном уровне, римско-католической церкви как подлинно всемирной церкви. Во-вторых, начиная с XVII века понтифики не принимали столь деятельного участия в большой политике. Достаточно вспомнить о том, что в период польского кризиса министр иностранных дел Германии Г. Д. Геншер, бывало, прилетал к Папе Римскому всего минут на сорок - срочно посоветоваться. А президент США Рональд Рейган во время переговоров с Михаилом Горбачевым в Рейкьявике отсылал ему подробные отчеты. Наконец, прежний Папа приучил всех к тому, что смело высказывался по самым актуальным проблемам современности в своих энцикликах богословского и социального содержания.
- Насколько при нем обновилась и, напротив, "застоялась" в неизменном виде католическая церковь?
- На первых порах после избрания Кароль Войтыла заигрывал с церковными либералами, но как только увидел, что это грозит для церкви утратой ее позиций, вернулся к традиционному курсу. Ему принадлежит самое жесткое определение веяний эпохи: нашу цивилизацию он называл "цивилизацией смерти", символом которой стали аборты. Когда ему приводили аргумент, что в некоторых случаях это печальная необходимость, он отвечал, что и при убийстве бывают "смягчающие обстоятельства", но это не меняет его сущности как преступления. А вообще, Иоанн Павел II говорил, что для него определение "консерватор" это вовсе не ругательство, а комплимент.
- Кто придет на смену: духовный преемник, который будет следовать тем же проторенным курсом, или, напротив, ревизионист, готовый отказаться от прошлого?
- Церковь - сама по себе институт консервативный. Когда через две-три недели соберется конклав, можно быть уверенным в том, что новый Папа Римский будет совершенно иным, хотя из 117 кардиналов, имеющих право голоса, 114 были назначены именно Войтылой. Скажем, Папа Пий XII так и не смог созвать Вселенский собор, который он подготавливал в течение 15 лет, а сменивший его Иоанн XXIII это сделал. Условно говоря, Пий XII был созерцателем и пессимистом, а Иоанн XXIII - оптимистом и деятелем. Точно так же Павла VI, предшественника Иоанна Павла II, звали Папой-Гамлетом за неспособность принять важное решение. Можно быть уверенным, что и на этот раз проявится "закон маятника".