- То, что Даша музыкально одарена, сомнений не вызывало, - вспоминает ее первая учительница Римма Юрьевна Полякова. - Это было видно, когда еще за рояль она садилась на коленях своей мамы. Чуть позже, осмелев, Даша согласилась пересесть на колени ко мне: так и осваивали нотные азы...
- Я была ужасной трусихой, - смеется девчушка. - Особенно боялась сцены, зрительного зала. На конкурсах, концертах к роялю выходила на "автопилоте". Побороть страх удалось благодаря внушениям Риммы Юрьевны. Был случай, когда на одном из конкурсов, отыграв почти всю программу, я на последних аккордах словно окаменела: слышу в тишине музыку, хотя отчетливо осознаю, что пальцы меня не слушаются...
- Ты сегодня, видимо, управилась с эмоциями? Так уверенно вышла на сцену...
- Ну что вы! Где вы видели бесчувственного музыканта - "каменную бабу"?
- Ты еще и сочиняешь. Как у тебя возникают музыкальные образы?
- Иногда звуки так "скачут" в голове, что не успеваю переложить их на нотный лист. Поэтому нередко приходится напеть мелодию на магнитофон, а потом уже делать нотную запись. После этого, правда, от первоначальной мелодии мало что остается: я продолжаю сочинять, придумывать варианты. Люблю импровизировать: скучно исполнять одну и ту же мелодию одинаково.
Понятно, почему Даша победила в музыкальном конкурсе юных импровизаторов, в Москве. Понятно, почему свои произведения она предпочитает представлять слушателям в авторском исполнении. Так было и в Воронеже, где проходил зональный конкурс молодых композиторов. Сочинения других юных дарований исполняли студенты консерватории, а Даша решила сама показать жюри и слушателям новую инструментальную пьесу - и стала лауреатом. А на заключительном концерте выступила вместе с симфоническим оркестром Воронежской филармонии. Впрочем, это ей не впервой: музыкальные коллективы одаренную пианистку не раз приглашали солировать.
- У Даши романтический склад души, - говорит ее нынешний педагог по музыке Александр Антипов. - Первые ее музыкальные образы рождались под влиянием сказок Александра Сергеевича Пушкина. Особое влияние на нее оказывает и творчество нашего великого земляка Георгия Свиридова, известного своими "пушкинскими" шедеврами.
Недавно в Курске прошел Всероссийский конкурс вокалистов памяти Георгия Васильевича, он так и назывался: "Приношение Свиридову". В гости к курянам приехали выдающиеся вокалисты и музыкальные деятели: Ирина Архипова, Владислав Пьявко, Мария Биешу, Александр Ведерников, Святослав Бэлза, композитор Роман Леденев, профессор Санкт-Петербургской консерватории Георгий Селезнев и другие знаменитости. Когда Даша показала свои "приношения" - две инструментальные пьесы "Зима" и "Баба Яга", зал взорвался аплодисментами. А восхищенный Дашиной музыкой Владислав Пьявко преподнес ей огромный букет и сказал: "Ну, Даша, пиши теперь вокальные произведения, я обязательно включу их в свой репертуар".
- Но меня пока привлекает инструментальная музыка, - говорит Даша. - Открываю для себя Прокофьева, Шостаковича. Меняются и литературные вкусы: увлеклась Булгаковым, братьями Стругацкими, Марком Твеном, Жюлем Верном... Но когда-нибудь напишу что-то специально для Пьявко.
- Тебя, 12-летнюю, называют "курской звездочкой". А о звездах ходят всякие слухи, вот и о тебе мне рассказывали...
- Знаю, знаю, - смеется девчушка. - Это про всероссийский конкурс юных композиторов "Хрустальный камертон" в столице. Тогда жюри, чтобы проверить, действительно ли мы сами сочиняем музыку, а не наши родители или педагоги,- предложило за два часа "инструментальщикам" написать пьесу на тему народной песни "Вдоль по Питерской".
"Экспромт" жюри Даша восприняла простодушно: надо - так надо. Села - и выдала "заданную тему".
- А тебе не было обидно, что жюри вам не верит?
- Нисколечко. Вот если бы сказали, что мама за меня задачки решает, она у меня учительница математики, - тогда бы обиделась.
- Скажи, а как ты вообще оказалась в музыкальной школе?
- Меня туда отдали, чтобы меньше свободного времени было и, как говорит мама, "улица не очень заманивала". Она же все время в школе, а мы с братом предоставлены сами себе.
Став лауреатом всевозможных конкурсов и фестивалей, Даша Киселева мечтает сыграть на каком-нибудь международном форуме музыкантов. Музыканты и педагоги, знающие эту девочку, в один голос утверждают: Даше давно бы пора продолжить учебу в одном из столичных музыкальных заведений для одаренных детей. Исполнительный директор Свиридовского фестиваля Леонид Марченко, много помогающий одаренным детям, готов хоть сейчас рекомендовать Киселеву в знаменитую школу при Санкт-Петербургской консерватории.
- Но мы даже мечтать об этом не можем, - грустно признается Екатерина Алексеевна, мама Даши. - На учительскую зарплату настоящее образование ребенку, каким бы талантливым он ни был, не дашь. Тем более - если ты живешь в провинции.
Но не хотелось бы завершать рассказ о Даше на грустной ноте. Может, кого-то заинтересует судьба этой незаурядной девочки? Может, кто-то захочет помочь в ее дальнейшем становлении?..