В программу приватизации включены 493 акционерных общества и 156 государственных унитарных предприятий (ГУП). В список на распродажу попали пакеты акций нефтяных компаний "ЛУКОЙЛа" и "Славнефти", авиакомпаний "Сибирь", "Томские авиалинии", "Воронежавиа" и АО "Связьинвест". Правительство заявляет, что программа приватизации преследует две цели: продолжение структурной перестройки и рост поступлений в госбюджет. Таким образом, стремление Белого дома найти доходы после объявленного премьером сокращения бюджетных заданий для МНС и ГТК получило свое конкретное продолжение. Правда, замминистра подчеркнул, что последняя цель не является главной в приватизационном процессе.
Сразу после заявления Бравермана акции самого лакомого куска госсобственности - "ЛУКОЙЛа" - пошли резко вниз. По данным РТС, капитализация нефтяной компании в результате уменьшилась почти на 600 млн. долларов. Минимуществу пришлось делать разъяснения, что продажа акций компании может быть осуществлена только при благоприятных котировках. Цена акций несколько подравнялась, однако прежнего значения в 14,44 доллара за штуку до конца торгов на фондовой бирже так и не достигла. В "ЛУКОЙЛе" поспешили сделать встречное заявление, что продажа госактивов будет осуществляться по приемлемой для компании цене - не ниже 18 долларов за акцию.
Тот же пакет акций, составляющий ныне 5,9 процента активов "ЛУКОЙЛа", правительство безуспешно пыталось продать еще в прошлом году. Теперь, когда конъюнктура нефтяного рынка стала вообще непредсказуемой, рассчитывать на удачную продажу, прогнозировать доходы от сделок - дело рискованное. И даже вредное, что лишний раз подтвердили события на фондовом рынке.
Меж тем одним из условий программы приватизации правительство объявило постепенность этого процесса. В отношении ГУПов решено провести инвентаризацию и преобразовать в нормальные акционерные общества. На эту "предпродажную подготовку" отводится от 4 до 6 месяцев. С банками тоже не будут спешить. Во всяком случае, Браверман пообещал, что пока речь о приватизации не идет. Из капиталов кредитных организаций будут выведены активы госпредприятий. В качестве примера был назван "Транскредитбанк", из которого капитал государства планируется вывести в 2003 году, когда по замыслам МПС должно свершиться реформирование железнодорожной отрасли. Как все это будет происходить на деле пока не очень понятно. В отличие от уже заявленных на продажу объектов, в банках госсобственность составляет куда большую долю, чем весь остальной капитал.
Не слишком убедительно выглядят и заявления о том, что главной целью распродажи является структурная перестройка экономики. Хотя бы потому, что, по сообщению того же Минимущества, доходы бюджета от управления госсобственностью за январь-февраль были удвоены и составили 7,5 млрд. рублей. Выходит, грамотно управлять, получая стабильные доходы в бюджет все-таки выгоднее, чем продавать собственность государства по явно заниженным ценам.