НЕ МЫШОНОК, НЕ ЛЯГУШКА...

Много лет назад, будучи вместе с родителями в Ленинграде, Юрий Киселевский впервые посетил кунсткамеру. Кунсткамера напугала его тогда до боли. Сейчас, с высоты возраста, научных знаний и опыта, он сам может понять и объяснить увиденное. Но кто знает, может быть, именно этот полученный в детстве шок и стал толчком к тому, чтобы спустя лет тридцать Юрий Киселевский стал инициатором и создателем в Гродно уникального музея уродств...

По словам Юрия Киселевского, он задумывал музей сродни знаменитой кунсткамере, созданной некогда Петром I. Экспонаты для него Юрий Марьянович вместе с сотрудниками кафедры анатомии Гродненского мединститута собирает уже много лет. Дело в том, что институт Киселевский окончил хирургом, по профессии он - анатом, всерьез интересуется генетикой. Все экспонаты своей коллекции он собирал для кандидатской диссертации, которая написана на стыке трех наук: анатомии, генетики и тератологии. И если о двух первых хоть что-то слышали почти все, то даже само название третьей большинство сейчас прочло впервые. Между тем тератология - наука об уродствах - является весьма древней и развитой, поскольку уроды рождались столько, сколько существует само человечество.
Темой своей диссертации Киселевский избрал "Сосуды и нервы нижних конечностей". Естественно, что в процессе работы возникали вопросы о том, как меняется строение вен, артерий, нервов при какой-либо хромосомной патологии. Это научное направление заинтересовало всю кафедру, начался сбор материала. Была достигнута договоренность с рядом прозектур Минска, Ленинграда, сотрудники ездили туда в командировки, как только появлялось что-то необычное, и привозили это "необычное" в Гродно обычным поездом или автобусом. Среди всего того, что поступало на кафедру для научной работы, попадались интересные экземпляры, которые Киселевский сохранял. Сегодня у Киселевского более 50 экспонатов. Для сравнения: в петербургской - 150.
Коллекцию уродов для кунсткамеры Петр I приобрел в Голландии за тридцать тысяч гульденов - стоимость трех тогдашних военных кораблей. В XVIII веке посещение анатомических театров было весьма модным времяпрепровождением. Публика шла "на уродов" за острыми ощущениями с таким же энтузиазмом и любопытством, как сегодня - на просмотр фильмов ужасов.
Заплатив за коллекцию совершенно безумные по тем временам деньги, Петр, как выяснилось позже, не только развлек праздную публику, но и оказал неоценимую помощь отечественной медицине: когда кто-то из его преемников под давлением церкви запретил препарирование трупов, эти экспонаты стали для медиков неоценимыми наглядными пособиями.
Интересно, что на покупке коллекции Петр не остановился, и в 1718 году издал беспрецедентный указ о национализации уродов, который предписывал привозить всех детей, зверей и прочих живых тварей, рожденных с аномалиями, в Санкт-Петербург, и сдавать в кунсткамеру. Мотивировалось это несколько странное повеление не чем иным, как благородными целями "углубления знаний по анатомии и просвящению российских граждан". Согласно указу полагалось "доставлять в Петербург уродов человеческих, скотских, звериных и птичьих". При этом были указаны твердые расценки на эти ошибки природы. Так, за "звериного" урода полагалось 5 рублей золотом, а за "человечьего" - 10. За сокрытие - наказание в виде битья плетьми и крупных денежных штрафов.
Законопослушный народ исправно пополнял собрание кунсткамеры, и таким образом туда поступали то сиамские близнецы, то живая курица о четырех лапах. Там же можно было встретить карликов, которых заставляли выступать на публике, как в цирке, волосатых женщин, нескольких гермафродитов и сиамских близнецов. По свидетельству современников, время от времени живые экспонаты кунсткамеры ударялись в бега, но по причине слишком заметного внешнего вида их быстро ловили и возвращали обратно. За вход в музей платы с народа не брали.
Сегодня такие экспонаты - уроды - большая редкость, поскольку техника дородовой диагностики позволяет выявить будущие аномалии еще на ранних сроках беременности и не допустить появления на свет младенцев со столь явными патологиями. Конечно же, дети с ярко выраженными нарушениями развития рождаются и нынче, но чаще где-то в глубинке. Многим родителям небезразлична судьба их ребенка, каким бы он ни родился. И если одни готовы приплатить, чтобы больше никогда не видеть это чудовище, других религия или убеждения заставляют забрать изуродованный трупик, чтобы обязательно его похоронить. Однако одновременно с сокращением рождения детей с такими патологиями, как это ни печально, выросло и количество "факторов риска", влияющих на нормальное развитие плода. Так что целью создания необычного музея в Гродно является не только желание сохранить уникальную коллекцию, но и стремление показать последствия негативного влияния на организм человека загрязненной окружающей среды, вредных привычек и иных неблагоприятных факторов.
Как показывает грустный опыт человечества, причины мутаций могут быть самыми разными - от неправильного и неправедного образа жизни родителей до таких не зависящих от них причин, как внутриутробное инфицирование, химическое или радиационное воздействие на плод. Намного возрастает риск рождения ребенка с определенными пороками у немолодых родителей. Ребенка с синдромом Дауна, научно описанным лишь в прошлом веке, можно видеть на полотне Монтенья "Богоматерь с младенцем", датированном 1454 годом. На известной картине Рафаэля "Сикстинская мадонна" изображен Святой Сикст, у которого на правой руке внимательный зритель может насчитать шесть пальцев. Оказывается, полидактилия - многопальцевость - известна столько, сколько существует само человечество. Существует целый ряд семей, где такие пороки передаются из поколения в поколение. Интересно, что у работавшего в XVIII веке в кунсткамере академика Бюльфингера в семье весьма часто наблюдалось излишнее количество пальцев. Судя по портрету, написанному отцом, у сына художника Врубеля была расщелина верхней губы и неба, известная как "заячья губа", на картине Веласкеса можно увидеть карлика. Такие дети появлялись на свет во все времена, даже тогда, когда о причудах "мирного атома" еще никто и слыхом не слыхивал. Другое дело, как человечество относилось к ним. Еще в античном мире появление уродов на свет пытались объяснить при помощи двух теорий: первая получила название гибридной, вторая - теории материнских впечатлений. Первая теория ошибки природы разъясняла с прямотой римлянина: переспала женщина с представителем другого вида - получи урода. В качестве примера неблагочестивого поведения дам приводилась супруга критского царя Миноса: согрешила с Зевсом, принявшим облик быка, - появился человекобык Минотавр. Отсюда - легенды о сфинксах, гарпиях, фавнах и так далее. Вторая теория была несколько менее прямолинейной и предполагала зависимость между рождением урода и впечатлениями матери во время беременности. Иными словами, испугалась беременная женщина лошади - жди рождения кентавра.
В эпоху средневековья женщин, родивших "не мышонка, не лягушку, а неведому зверушку" подозревали в противоестественной связи с Сатаной и сжигали на костре как ведьм. Куда более терпимыми выглядят на таком фоне древние цивилизации: о людях с нестандартной внешностью они слагали легенды - вспомните циклопов из античных мифов. Кстати, в гродненской коллекции есть и такой "экспонат" - бедный маленький одноглазый уродец.
Неспроста, по-видимому, появились и мифы о русалочках: за историю человечества описано 108 случаев рождения младенцев с синдромом Сирены - сросшимися ножками, напоминающими рыбий хвост. У Юрия Марьяновича - четыре из этих самых ста восьми... В музее можно увидеть и "двуликого Януса", у которого на одной голове имеется сразу два лица, сиамских близнецов.
В гродненском музее имеются и "влажные" препараты, и фотографии пороков развития и уродств, рентгенограммы, рисунки, репродукции и другие материалы. Подробная информация о причинах возникновения тех или иных уродств могла бы послужить для кого-нибудь предупреждением.
Уродство порой завораживает не меньше, чем красота. По мнению Киселевского, природа ничего не делает зря, и, если она создала эти чудовищные пародии на человека, значит, и в них скрыт какой-то глубинный смысл. Уродство, считает ученый, - это некая грань красоты. Словом, как приговаривали шекспировские ведьмы, "все прекрасное -ужасно, все ужасное - прекрасно".