В Ханьцуньхэ ведет 40-километровая асфальтированная трасса "Авеню 2000 года", вдоль которой тянутся деревья и кустарники. Никакого подобия глинобитных крестьянских лачуг - сплошные кварталы двух- и трехэтажных коттеджей. Выкрашенные во все цвета радуги, они похожи на игрушечные. Типичная с виду "потемкинская" деревушка?
Однако, как выясняется при знакомстве с жизнью села, государство не вложило в его развитие ни фэня (так именуют китайскую копейку). Наоборот - 2700 местных жителей исправно подкармливают госказну, на протяжении последних лет внося в виде налогов порядка 30 - 35 миллионов юаней ежегодно (примерно 4 млн. долларов). Общеобразовательная школа, выставочный павильон, центр досуга, магазины, ресторан - далеко не всякий поселок может похвастать таким набором обьектов. А в здешнем парке с его живописным озером роль аттракциона выполняет старый самолет Ил-18, на котором в свое время летал еще Чжоу Эньлай - первый премьер КНР. Между тем лет тридцать назад - во времена шумихи вокруг коммуны Дачжай - Ханьцуньхэ влачила жалкое существование, в полной мере оправдывая свое название: "Деревня разочарования"...
"Волшебной палочкой", превратившей бедное селение в зажиточное, стал обычный мастерок. С началом реформ в конце 70-х годов в КНР резко возрос спрос на профессию строителя. Здешние каменщики образовали артель и смело вышли на стремительно разраставшийся рынок строительных услуг. Привлекая на подмогу сезонных рабочих, трудились не покладая рук, возводя одно за другим здания в Пекине - от жилых домов до административных зданий. Звездный час умельцев из Ханьцуньхэ наступил в конце 90-х, когда в "послужном списке" строителей числилось уже порядка 500 объектов в столице. Из маленькой бригады коллектив разросся до масштабов целой строительной корпорации с уставным капиталом в 930 миллионов юаней (более 110 млн. долларов) и парой дюжин разнопрофильных дочерних предприятий - от завода металлоконструкций до туристической фирмы. Сегодня в штате корпорации "Ханьцуньхэ", лидирующей среди крупнейших предприятий сельской промышленности КНР, числятся более 23 тысяч рабочих и служащих, из которых около 600 - жители самого села, а остальные - сезонные рабочие и иногородние специалисты.
Три года назад на сельской сходке единогласно решили направить внушительные заработанные средства на благоустройство села. А это, за вычетом налогов, в 1998 году составляло почти 800 миллионов юаней (около 100 млн. долларов) . Немногим более года назад все село - 791 двор - вселилось в домики коттеджного типа, построенные по типовым проектам и проданные селянам по льготным ценам.
Любопытно, что в Ханьцуньхэ, добившемся успеха на ниве строительства, в аграрном секторе постоянно занято всего... 62 человека (сезонные рабочие на время сбора урожая - не в счет). На вооружении здешней фермы - несколько огромных ангаров-парников с современным оборудованием, закупленным за границей.
Сегодня на карте Китая то и дело появляются "образцовые села", подобные Ханьцуньхэ. Но если прежде на примере Дачжая пропагандировались упорный труд и самодостаточность, то теперь в качестве модели для подражания превозносится предприимчивость.