Не так уж много стран, имеющих моральное право бросать камни в Саркози и его предшественников. Россия уж точно в их число не входит
После семи лет расследования суд в Париже признал экс-президента Франции Николя Саркози виновным в коррупции и «трафике влияния» и приговорил его к трем годам заключения. Из них два года — условно, но год может обернуться вполне реальной отсидкой.
Небывалый случай в истории Пятой республики, когда дело бывшего главы государства довели до реального приговора, да еще по такой трудно доказуемой статье, как «торговля влиянием». Его предшественнику в Елисейском дворце Жаку Шираку за фиктивные рабочие места на посту мэра Парижа дали условный срок.
Условный приговор настиг и премьер-министра Алена Жюппе. Другой премьер — Франсуа Фийон — за липовое оформление жены Пенелопы своей помощницей получил в 2020-м пять лет и пока ждет итогов апелляции. Оба премьера были популярными кандидатами в президенты, похоже, им впаяли мелочовку, чтобы устранить с политической сцены.
Впрочем, сидеть на нарах вместе с уголовниками из Сен-Дени, которых Николя когда-то, будучи главой МВД, гонял, ему не придется. Как сообщил телеканал BFM со ссылкой на председателя 32-й палаты исправительного трибунала Парижа, тюремное заключение может быть заменено на домашний арест. А вот от электронного браслета на ноге Саркози не отбрыкаться. Да и президентом ему больше не быть.
На какой же арбузной корке президент поскользнулся? Саркози, занимавший высший пост во Франции с 2007-го по 2012-й, признан виновным в подкупе сотрудника суда в ходе следствия по делу о нелегальном финансировании президентской кампании владелицей французского дома L’Oreal. Хотя дело L’Oreal было закрыто за отсутствием состава преступления, само намерение склонить судью, высказанное адвокату, расценено судом как «трафик влияния» и акт коррупции. По делу помимо Саркози осуждены еще двое: адвокат и личный друг Тьерри Эрцог и прокурор при Кассационном суде Жильбер Азибер. Пикантная деталь: данные о преступном намерении были получены путем прослушки телефонных разговоров Саркози с его адвокатом.
По злой иронии, следователи имели мандат на прослушку тайных переговоров Сарко по другому делу, а наткнулись на этот. Расцененный как случай давления госаппарата на суд. Согласно обвинению, Саркози через адвоката обещал помочь Азиберу в получении хлебной должности в Княжестве Монако в обмен на исключение из списка вещдоков его записных книжек, изъятых в ходе расследования по делу L’Oreal. Хотя факта коррупции не было (Азибер так и не занял никакой должности в Монако), суд непреклонен: глава государства вмешивался в ход следствия! «Телефонное право» в кои-то веки выплыло наружу!
Разрешение на негласный контроль разговоров экс-президента следователи получили в ходе расследования, начатого в 2013-м по делу о возможном участии Муаммара Каддафи в незаконном финансировании предвыборной кампании Саркози в 2007 году. Ливийский лидер тогда прибыл в Париж с госвизитом — и якобы с чемоданом денег для «друга Николя». Так это уголовное дело для Саркози еще не закончено: следователи полны решимости доказать получение им взятки от убиенного позднее Каддафи. Сыновья покойного полковника подтвердили во всеуслышание факт передачи 50 млн евро на кампанию француза. По одной из версий, будучи президентом, Саркози намеренно спровоцировал военную операцию Запада против Триполи и организовал уничтожение Каддафи, чтобы спрятать концы в воду. Дело имеет смутные судебные перспективы: прямых свидетелей нет, денег тоже. Зато осадочек остался...
Экс-президент Франции 17 марта предстанет перед судом в рамках еще одного дела — «Бигмалион», по подозрению в финансовых махинациях в ходе предвыборной кампании в 2012 году, сообщает Le Figaro. Как установило следствие, Саркози и его партия «Союз за народное движение» значительно превысили лимит средств в 22,5 млн евро, разрешенных кандидатам в ходе выборов. В кампанию было вложено до 42,8 млн. Сыщики предполагают, что при помощи поддельных счетов-фактур штаб Саркози скрывал часть расходов, в том числе и через пиар-агентство «Бигмалион». Но и это еще не все.
Национальная финансовая прокуратура приступила к предварительному расследованию «незаконного влияния» со стороны Саркози уже после его президентства. Предметом расследования является консалтинговая деятельность экс-президента в... России. Антикоррупционное ведомство занимается этим досье с прошлого лета. После доклада финансовой разведки Tracfin оно решило выяснить, за что именно Николя получил вознаграждение в полмиллиона от российской страховой компании «РЕСО-Гарантия».
«Правосудие пытается установить, выступал ли бывший глава государства исключительно в роли консультанта, что было бы совершенно законно, или занимался потенциально преступным лоббированием от имени российских олигархов», — сообщается на информационных лентах. Заключенный в 2019-м контракт рассчитан на несколько лет и предусматривает вознаграждение в размере 3 млн евро. В рамках его Саркози, по-видимому, и получил те самые 500 тысяч...
P.S. Николя Саркози никогда не был ангелом. Но размах и количество судебных исков против него поражают. Французские СМИ печатают схемы, чтобы помочь читателям разобраться в датах и делах, по которым экс-президента тягают в прокуратуру и суды. Между тем президент, руливший страной по лекалам своих именитых предшественников, ничем не выделяется из этого ряда. И Помпиду, и Миттеран никогда не брезговали пользоваться тайными каналами влияния на все ветви власти. И здесь Саркози никакой Америки не открыл.
Впрочем, не так уж много стран, имеющих моральное право бросать камни в Николя и его предшественников. Россия уж точно в их число не входит.