Главная Культура 23:30 05 Марта 2016 6677
«Человек» победил «Похитителей чувств»

Гастроли БДТ в Москве – пока ярчайшая страница фестиваля «Золотая маска-2016»

Сергей Бирюков

Вот теперь, после «Человека» — заключительного спектакля гастрольной триады Большого драматического театра в Москве (2 февраля, сцена театра имени Моссовета), все встало на свои места. От предыдущей постановки, «Zholdak Dreams. Похитители чувств», осталось ощущение, будто после доброй, грустной, взбалмошной притчи «Пьяные», открывшей серию выступлений БДТ в Москве (см. статью «Пить нельзя трезветь»), гастроли знаменитой петербургской труппы забрели куда-то не туда.

Да, опыт украинского режиссера Андрия Жолдака над милым, ироничным, но ни в коем случае не зловещим «Слугой двух господ» Гольдони любопытен, даже весьма. Мысль, что все вокруг нас подставное и сами мы управляемые извне зомби — страшненькая, но не такая уж далекая от действительности. В литературе она отработана давно — вспомним хоть роман классика американской фантастики Клиффорда Саймака «Почти как люди». Да и без романа достаточно провести вечер у телевизора и плотно посмотреть пару-тройку ток-шоу с их ораторами-эпилептиками, пускающими пену изо рта по поводу и без повода, чтобы почувствовать себя самого на грани зомбирования...

Сделано все командой Жолдака невероятно технично и остроумно. Чего стоит один только прием говорения с чужого голоса (за всех героев работают связками и даже чавкают яблоком двое совершенно виртуозных актеров-чтецов). А что вытворяют актеры-пантомимисты, как на наших глазах смазливенькие девочки — инопланетные агенты превращаются в монстров почище Терминатора, которым автоматная очередь не просто нипочем — она для них живительный источник энергии, как для обыкновенного человека бодрящий душ! А как точно работает видеокамера (совершенно невидимая из зала), транслирующая на громадный экран все эти жуткие гримасы до мельчайшей подробности!

Поведение инопланетных «небесных ведьм» в точности копируют земные юноша и девушка, превратившиеся в зомби

Но все же почему именно «Слуга двух господ» стал полем для вторжения инопланетян? Чем эта пьеса «провинилась» перед Жолдаком? Только тем, что именно в данный момент в его теперешнем настроении подвернулась под руку? А если б подвернулся «Гамлет»? «Горе от ума»? «Чайка»? И Нина Заречная превратилась бы в зомби?.. Есть во всем этом элемент случайности. Уж не говорю о том, что человеколюбия в этой постановке не больше, чем в веселых фильмах-мясорубках Тарантино.

Показанный в заключительный день гастролей БДТ «Человек» восстановил равновесие. Нам напомнили об одной из самых глобальных катастроф — холокосте и о том, как человечество из нее выходило. (Хотя так и не вышло вполне: события последнего времени на Ближнем Востоке, в России и Европе — тому красноречивое подтверждение).

Признаюсь, рискуя быть подвергнутым остракизму: у меня вызывают сложные чувства разговоры о холокосте. Хотя бы потому, что это тема, законодательно табуированная для сомнений в ряде «цивилизованных» стран. А мне не нравится, когда законодательно запрещают сомневаться в чем-либо. Даже в такой вещи, как холокост, в страшной правде которого не сомневаюсь ни секунды.

Ну и мне, как русскому человеку (хотя с половиной еврейской крови), не по душе, что страдальцами холокоста (всесожжения, если буквально переводить с греческого) обычно объявляются только евреи. А у русских не было холокоста? У белорусов? Украинцев? Поляков? Да, в процентном отношении их столько не погибло. Но все это люди, бывшие живыми! Одна человеческая смерть — трагедия, а гибель десятков миллионов?

В спектакле «Человек» на сцене вдруг является лошадь, всем видом показывающая, что не понимает, зачем одни его герои так издеваются над другими: в мире животных нет изуверства, в отличие от мира людей

Поэтому спектакль по книге Виктора Франкла, венского врача, пережившего Освенцим и Дахау, я воспринял поначалу как некую обязаловку: ну да, и это надо выстоять (в буквальном смысле, поскольку аккредитуюсь на «Золотой маске» с правом фотосъемки, а снимать, сидя в зрительских рядах, нельзя). Но постепенно правда брала свое. Даже не рассказы о лагерном изуверстве — мы многое об этом слышали. Даже не лагерный юмор — был и такой, узники шутили: въехал в ворота, вылетел в трубу (крематория)... Сработали детали, казалось бы, малозначительные: узница уже после освобождения истерически топчет траву именно потому, что ей ЗАПРЕТИЛИ это делать — а ей до того пять лет запрещали практически все, что составляет смысл понятия «человеческая жизнь». И у нее убили всю семью — что после этого какая-то травинка?

Или мать приезжает наконец к себе домой — а дочь ее попрекает: думаешь, только вам было плохо? Мы здесь тоже страдали... И женщина понимает, что ее мучения вовсе не окончились с освобождением из лагеря — ей еще долго, может быть, всю оставшуюся жизнь придется находиться в клетке непонимания...

Но спектакль напомнил и о великой силе человечности, которую не в состоянии убить лагерные стены. О тех заветах верности, которые передавали друг другу разлученные супруги. О той тайной поддержке, которую с риском для себя оказывали заключенным даже некоторые нацисты.

И все это не просто изложено, а проговорено, прокрикнуто, пропето, промаршировано, проползано, прожито труппой потрясающих актеров БДТ, руководимых на этой постановке словенским режиссером Томи Янежичем.

Спектакль не оставляет тебя даже в антракте: звучат документальные воспоминания русского человека, ребенка военных времен, в которых комическое и страшное переплетены в немыслимую химеру. Сидишь в кресле, словно под взглядом василиска, не смея и на минуту выйти в коридор, потому что боишься пропустить малейший поворот сюжета.

А еще была музыка — изумительные идишские песни, которые, как я слыхал, в сегодняшнем Израиле считаются недостаточно патриотичными, потому что настоящий еврей должен говорить и петь на иврите, а не на каком-то там диалекте немецкой диаспоры. Но ведь именно по тем, кто говорил на этом «недостаточно еврейском» языке, был нанесен самый страшный удар. Наверное, оттого и песни эти, мягкие, мелодичные, ласковые, самым жестким образом выворачивают тебя на слезы, которые невозможно потом остановить ни на улице, ни в метро, ни дома.

Мне кажется, в такие моменты трудно не почувствовать себя евреем. Даже если в тебе не то что только половина, а вовсе еврейской крови нет.

Поклон БДТ за такой финал его гастролей на «Золотой маске» в Москве.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9472
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7167
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?