ПРОСЕКЛИ ФРИШКУ

Деньги за помощь "от души" или хорошую идею давать неудобно, а простого "спасибо" бывает мало. Этот пробел руководство компании i-Free (крупный продавец мелодий и картинок для мобильников) заполнила введением внутрикорпоративной валюты - "фришек". Их можно обменять на полезные вещи и просто деньги.

Как материальный объект собственная денежная единица не существует - все операции проходят в электронной форме. Получить энное количество внутренних денег можно тремя путями: придумать идею, которая будет сочтена полезной для развития фирмы; поучаствовать в мероприятиях, будь то серьезный семинар или капустник; получить от коллег (каждый месяц всем сотрудникам начисляется по 10 фришек, оставить их у себя нельзя, зато можно отдать коллегам). Перечисляя корпоративные деньги, можно указать в специальной графе, за что награждаешь коллегу. Лидируют по частоте использования банальности: первое место - смайлик, второе - "за хорошую работу", третье - "за терпение, поддержку".
Внутрикорпоративная валюта появилась в 2006 году и поначалу вызвала у сотрудников скепсис. "Сначала мы к этой затее относились несерьезно, процесс передачи фришек друг другу называли фрикциями", - рассказывает один из сотрудников. Но потом втянулись. "Наша валюта уже вошла в повседневную жизнь: идешь по офису и слышишь "помоги за пару фришек", - рассказывает руководитель службы организационного развития и HR Фаина Лернер, - а на столах сотрудников появилисб объявления "консультация - 5 фришек".
Персонал охотно делится своими достижениями на ниве сбора внутренних денег. "Недавно получил четыре штуки за то, что помог сотруднику с регистрацией в ICQ. Всего их у меня уже 80, хочется еще больше, догнать наших "олигархов", у которых их более 420", - рассказывает системный администратор Антон. Сотрудник отдела решения проблем пользователей Юрий делится впечатлениями: "Недавно пощадил коллегу за то, что он залил рабочий ноутбук, а он меня 5 фришками одарил, а под Новый год HR-отдел наградил сразу 20 за роль в корпоративном спектакле".
Накопленную виртуальную валюту можно обменять в корпоративном магазине на брендированные вещи: футболка-поло, к примеру, стоит 30 фришек, а флэшка - 40. "Внутренние" деньги можно менять и на реальные по курсу десять рублей за штуку. Правда, доступна эта функция только тем, кто накопил больше 600 корпоративных "рублей", а таких пока нет. Но энтузиасты не отчаиваются.
При всей внешней несерьезности "фришек" идея хороша. Игровая форма позволяет незаметно втянуться, и сотрудники реально начинают помогать другу другу. Но самое главное, бонусы подталкивают многих к креативному мышлению. "У нас стал реально работать банк идей: например, в прошлом году одной сотрудницей была предложена идея "создания города i-Free", в котором были бы свои школы, детские сады, спортивные клубы и т.д. Идею в шутку пообсуждали и, разумеется, отклонили. Но вот не так давно появился детский сад i-Free, реализуется проект создания университета i-Free", - хвастается менеджер проекта Наталья Белотелова.
За свою систему нематериального стимулирования сотрудников компания i-Free получила премию "HR-БРЕНД 2007" в номинации "IT, INTERNET, HARD & SOFTWARE - РЕГИОН" от компании HeadHunter.