ПОЛЬША: ПЕРЕТЯГИВАНИЕ КАНАТА

Заявив публично, что в марте уступит место руководителя правящей партии Союз левых демократов (СЛД), на заседании правительства польский премьер Лешек Миллер сказал, что не намерен уходить в отставку с поста председателя совета министров.Ни в одиночку, ни вместе с кабинетом.

Хотя правительством сегодня довольны только шесть процентов поляков, а личный рейтинг Миллера и того ниже. Развязка этой ситуации во многом зависит от президента страны Александера Квасьневского, пользующегося громадной поддержкой в обществе. Но общественное мнение вовсе не отражается в раскладе сил среди правящей элиты.
По польской конституции, премьер-министр, а его кандидатуру представляет сейму президент, создает правительство, которое тоже утверждается парламентом. Как правило, в кабинет министров входят члены партии или коалиции, имеющей парламентское большинство.
Премьер Миллер, попавший в обойму партийной элиты еще во времена ПОРП, имеет репутацию деятеля неуступчивого, этакого политического силовика. Но в последнее время его открыто критикуют даже товарищи по партии, сравнивая с ее основателем - нынешним президентом. Они говорят: "Разница между Квасьневским и Миллером в том, что первый, когда был лидером, использовал силу аргументов, а второй использует аргумент силы". К тому же премьер ведет хитрое, редко переходящее в открытый бой, но острое соперничество с президентом, пренебрегая мнением парламента и многих влиятельных членов партии.
В прошлогоднем споре о перестановках в правительстве Квасьневский считал перетряску кабинета министров до референдума о вступлении в ЕС преждевременной, но Миллер настоял на расставании с министрами и вице-министрами от входившей в левую коалицию крестьянской партии. Заметим, что глава правительства вправе заменять отдельных министров. И Квасьневский в конце концов уступил. В результате образовалось правительство меньшинства, что усиливало позиции президента, а премьеру становилось опасно воевать с ним в открытую. Укрепился по-своему и Миллер, который избавился от необходимости проводить частые переговоры и получил больше свободы в подборе министров.
Многие польские политологи посчитали, что премьер удачно уколол президента, когда нарушил существовавшую между ними договоренность о проведении выборов в сейм досрочно, совместив их с выборами в европейский парламент. Показав норов и силу, Миллер был переизбран руководителем СЛД. Но палка имеет два конца. Сейчас он вынужден расстаться с лидерством в правящей партии.
Для укрепления своих премьерских позиций Лешек Миллер стал демонстрировать поворот в сторону либерализма, фирменным знаком которого стало введение с этого года 19-процентного налога (прежде было 28 процентов) для субъектов хозяйствования и предпринимателей, решив перехватить у президента роль первого реформатора.
Местные аналитики подметили, что разница подходов к путям развития страны между президентом и его окружением и премьером и его сторонниками, амбиции этих двух "дворов" оказываются второстепенными, когда речь идет об удержании власти левыми. В таких ситуациях посткоммунисты, как правило, проявляют гораздо большую солидарность, чем "Солидарность" и ее правые последователи.