Особенно пристальное внимание СМИ к нынешнему конгрессу народных избранников не случайно - на сессии нового созыва предстоит кардинальное обновление всего состава высшего руководства страны. Так предписывает Конституция КНР, так диктует и логика событий - на прошедшем в ноябре съезде КПК сменилось поколение партийных лидеров, стало быть, очередь - за государственными.
В течение пары недель 2985 депутатов заслушают и обсудят серию докладов - о работе правительства, суда и прокуратуры, о выполнении плана экономического и социального развития, исполнения центрального и местных бюджетов за минувший год и соответствующих проектах на текущий. Они также изберут тайным голосованием целый сонм первых лиц государственной власти - членов Постоянного комитета ВСНП, председателя КНР и его заместителя, утвердят премьера Госсовета и других членов правительства, изберут председателя Центрального военного совета и утвердят других его членов, изберут руководителей Верховного народного суда и Верховной народной прокуратуры. По традиции параллельно с конгрессом парламентариев в столице КНР проходит 1-я сессия Народного политического консультативного совета Китая (НПКСК) 10-го созыва - ведущего совещательного органа, одного из фундаментальных институтов политического устройства КНР.
Поскольку ядром политической системы Китая выступает компартия, то никаких сюрпризов при выдвижении кандидатур на первые посты в руководстве КНР не предвидится. По заведенному порядку высшие государственные должности закреплены за членами постоянного комитета политбюро ЦК КПК, представшими на послесъездовской презентации в строгой последовательности, соответствующей месту каждого в партийной иерархии. А совсем недавно, в конце февраля в Пекине состоялся второй пленум ЦК КПК 16-го созыва, утвердивший список соискателей на места у кормила власти. По прогнозам наблюдателей, пост главы государства - председателя КНР займет генеральный секретарь ЦК КПК Ху Цзиньтао, а вторую ступеньку, соответствующую месту председателя постоянного комитета ВСНП, то есть спикера парламента - У Банго. Ожидается, что правительство возглавит Вэнь Цзябао, а во главе НПКСК станет Цзя Цинлинь. Выдвинувшегося на пятую позицию в партийной иерархии Цзэн Цинхуна прочат на пост заместителя председателя КНР.
Впрочем, какая же смена власти без интриги? Таковой, по всеобщему мнению, обещает стать вопрос о председателе влиятельнейшего органа военно-политического управления - Центрального военного совета. Судя по тому, что на прошедшем партсъезде ушедший с поста генсека Цзян Цзэминь все же сохранил за собой руководство партийным аналогом этой структуры - Военным советом ЦК КПК, то вполне резонным представляется продление его полномочий в качестве руководителя ЦВС - если не на полный пятилетний срок, то хотя бы еще на год-другой. Поговаривают, что в отличие от Дэн Сяопина, активно поддержавшего в 1989 году выдвижение Цзяна на высший военный пост и передавшего ему руководство ЦВС, экс-генсек отнюдь не спешит уступать эту должность в пользу Ху Цзиньтао, оставляя верховное командование за собой. Так, мол, диктуют сложная международная обстановка в начале нового тысячелетия плюс туманные временные рамки национального воссоединения Китая (намек на нерешенность тайваньской проблемы).
Особенность нынешней сессии ВСНП состоит еще и в том, что на ней предполагается реорганизация Госсовета в сторону сокращения бюрократических звеньев и оптимизации управленческого механизма. На первой сессии предыдущего, 9-го созыва пять лет назад число отраслевых министерств уменьшилось с 49 до 29, а в этом году ожидается упразднение еще 7 - 8 ведомств. Этого требуют не только интересы налаживания эффективной системы государственного управления, но и приведения ее в соответствие с потребностями социалистической рыночной экономики, созидаемой в условиях членства КНР в ВТО.
...Как бы то ни было, уже через считанные дни мир узнает имена представителей нового поколения лидеров, которым суждено повести Китай на штурм вожделенной цели создания "общества малой зажиточности" и превращения в могучую, процветающую державу.