Минтруда предложило озадачить работодателей поисками у сотрудников мелких травм и выяснением их происхождения
Министерство труда подготовило российским работодателям интересный подарок: начиная с 1 марта, им предлагается искать новые синяки, царапины, ссадины и порезы на своих сотрудниках. Обнаруженные сразу фиксировать, а причины их возникновения — расследовать. Зачем? И кто будет этим заниматься?
Изучая законотворческие инициативы, то и дело задаешься вопросом: для кого они пишутся? Кому все это надо? Именно такие мысли приходят в голову после знакомства с новыми рекомендациями Минтруда об учете микротравм на рабочем месте, которые должны вступить в силу в первый день весны.
Еще недавно сильная половина человечества жила по принципу «шрамы украшают мужчин». А прекрасная так и норовила то коня на скаку остановить, то войти в горящую избу. И все вроде бы было нормально. Но по мере того, как ужесточались отношения работодателей и работников, последние все чаще стали находить поводы для претензий нанимателям. А теперь дошло до освидетельствования порезов офисной бумагой и синяков, полученных от столкновения с компьютерными столами.
Ну и как выходить из этих ситуаций? С бюрократической точки зрения все теперь должно выглядеть следующим образом: ударившийся о принтер и заработавший на руке синяк сотрудник должен заявить о случившемся (в письменном виде) руководству. Оно, в свою очередь, обязано провести служебную проверку, результатом которой станет справка с описанием всех обстоятельств произошедшего и принятых профилактических мер. Такой документ подшивается в специальный журнал, где хранится не менее года...
Вы сами-то верите в эти фантазии? Тем более никаких юридических последствий микротравматизм на работе не влечет. Впрочем, на этот счет есть и другое мнение. По словам юриста Алексея ПОДШИБЯКИНА, в ряде европейских стран учет такого рода инцидентов ведется давно и стал делом обыденным. «Работодатель заинтересован в снижении риска возникновения производственных травм, — отмечает Алексей Подшибякин. — В свою очередь, сотрудник, указывая на мелкие недочеты в организации рабочего процесса, участвует в создании максимально комфортной и безопасной среды, в которой он заинтересован даже больше, чем работодатель. Потому как в случае серьезной травмы бизнес рискует деньгами и репутацией, а наемный сотрудник — своим здоровьем».
Так что определенная логика в инициативе Минтруда есть: если где-то люди бьются об углы, значит, в офисе не соблюдаются нормы СанПиН о минимальной площади на каждого сотрудника, и это повод для перепланировки. Вот только в жизнеспособность рекомендаций Минтруда на российских просторах верится слабо. В наших реалиях работодатели сплошь и рядом вынуждают сотрудников даже 100-процентные производственные травмы (например, переломы, полученные на обледенелом офисном крыльце) оформлять как бытовые. А тут какие-то синяки с царапинами...
Да за такую «наглость» начальник живо устроит поцарапанному увольнение «по собственному желанию». Или, не стесняясь в выражениях, объяснит, какое именно место занимает этот человек в жизни вообще и в его компании в частности.
Так что единственным реальным следствием вступления в силу новых рекомендаций станет появление очередных штрафов для бизнеса. Ведь если правила предписывают вести журнал микротравматизма, то его действительно придется вести. А нужен он кому-нибудь или нет, имеет ли хоть какое-то отношение к реальности то, что в нем написано, совершенно неважно...