Франция все еще взбудоражена историей с фильмом «Украина: маски революции», показанным на этой неделе на ведущем французском телеканале. Документальная лента о том, что случилось до и после Майдана, перемежается комментариями непосредственных участников и организаторов трагических событий в Киеве и Одессе. Эти кадры и откровенные, саморазоблачительные, циничные комментарии буквально шокировали еврообывателя. В свару бурных обсуждений втянуты эксперты и критики со всех сторон, забурлили социальные сети.
Перепалка идет необычайно долго для французских СМИ. На местном ТВ масса интригующих реалити-шоу, которые приковывают к экранам миллионы глаз, но забываются сразу после выключения кнопки. Показанный в прайм-тайм по Canal+ фильм известного документалиста Поля Морейры произвел эффект взорвавшейся бомбы, потому что выламывается из общего ряда. Он в корне отличается от привычной обывателям благостной картинки украинской революции, где добрые демократы Майдана свергли злого тирана Януковича.
Между тем Морейра ничего не придумывал. Просто передал в жанре документального расследования то, что поразило его самого. Фашиствующие боевики из батальона «Азов», горящий Дом профсоюзов в Одессе, где хладнокровно спалили живьем 42 человека. Не забыл автор и Викторию Нуланд с печеньками на Майдане, визиты руководителей ЦРУ и Минобороны США в Киев разгар событий... Россиян этими сюжетами не удивишь, но для европейцев они вдруг оказались полным откровением, да еще от французского репортера с безупречной репутацией.
Но авторитет не спасает, если сказанное идет вразрез с официальной политикой. Первым по ленте проехался катком законодатель мейнстрима Le Monde, обвинивший автора в ангажированности. Штатный эксперт издания по Украине Бенуа Виткин приписал режиссеру «искаженное представление о конфликте в Украине». Из «океана фактических ошибок» Виткин упирает на «умалчивание в фильме про агрессию России против Украины». Хотя фильм о перевороте в Киеве, когда Госдепартамент рулил Майданом и даже в либеральных западных СМИ о российском участии в событиях тогда никто не заикался.
Роль националистов в одесской трагедии, по версии Le Monde, преувеличена. А что Вашингтон закрыл глаза на разгул фашистов на Украине в пику путинской России и насадил своих людишек в киевском правительстве — так это вольная трактовка режиссера...
Сам Поль Морейра предполагал, что его обвинят в «пропутинской пропаганде», но такой истерики никак не ожидал. Украинский сайт пригвоздил его как «террориста на содержании русских спецслужб», а французские коллеги обвинили в «непонимании героической роли добровольческих группировок». В интервью автор объяснил, почему взялся за фильм. До прошлой осени он на Украине не бывал, а следил за происходящим только по телерепортажам. Нестыковки в официозных трактовках были настолько очевидны, что в конце концов он решил заняться собственным расследованием. Увиденное и услышанное на месте шокировало репортера и документалиста.
Сейчас либеральная пресса упрекает его в том, что событиям в Одессе уделено слишком много места. Но именно масштаб бойни, которую замалчивают на Западе и не расследуют на Украине, вынудил его подробно опросить ее организаторов. А те ни от кого не прячутся и ничуть не сожалеют о показательной казни «пророссийских предателей».
К слову, популяризации разоблачительного фильма немало поспособствовали и... киевские власти. Украинское посольство во Франции отправило руководству Canal+ официальное письмо с требованием... запретить демонстрацию ленты, поскольку «это сладкая музыка для ушей сторонников теорий заговора и российской пропаганды». После столь наглого демарша как на заказ последовали разгромные публикации околовластных парижских СМИ. Это задело режиссера, поскольку критики возмущались фильмом до того, как его увидели. Попытка запрета стала отличной рекламой, обеспечив каналу рекордный рейтинг.
Впрочем, не все во Франции думают, как Le Monde. Главред Causeur Марк Коен в открытом письме к украинскому послу возмутился таким обстоятельством: обвиняя Морейру в дезинформации, дипломаты не приводят никаких контраргументов из результатов расследования смерти одесситов. Тональность письма из посольства напомнила мсье Коену стилистику эпохи Брежнева. Наконец, сама попытка запретить фильм и преследовать его автора многим во Франции отвратительна.
В рядах французского истеблишмента и политиков нет единодушия по поводу фильма, а в год начала президентской кампании высказаться рискуют немногие. Но и здесь Тьерри Мариани, депутат Национального собрания от партии «Республиканцы», отметил объективность автора и неуклюжую попытку украинского посольства заткнуть рот режиссеру.