ФИОЛЕТОВЫЙ МАЛЕВИЧ

У картины "Жизнь в большой гостинице", выставленной в небольшом зале Самарского художественного музея, - любопытная история. Полвека назад чиновники от культуры предписали уничтожить ее вместе с другими произведениями, "не представляющими художественной ценности" и вообще чуждыми социалистическому реализму.

- И был составлен акт, что картины уничтожены, но на самом деле мы спрятали полотна в запаснике, на верхних полках, чтобы посторонние не увидели, - вспоминает директор музея Аннэта Басс.
В том самом 1953 году она была младшим научным сотрудником, а через пять лет стала директором музея. Многочисленные комиссии, неоднократно проверявшие хранилище, так и не заподозрили, что буквально над их головами - "крамольные" произведения.
В 60-е годы по инициативе Аннэты Яковлевны картину "Жизнь в большой гостинице" негласно отреставрировали. И снова положили на верхнюю полку. А уже во времена перестройки, когда идеологическая цензура начала слабеть, в музее создали отдел российского авангарда. И картина стала появляться на выставках, побывала во многих странах мира. Но вот проблема: художник, похоже, не оставил на полотне своей подписи, поэтому одни искусствоведы считали автором Казимира Малевича - создателя знаменитого на весь мир "Черного квадрата", другие - Ивана Клюна или иных авангардистов. Малевич обычно помечал свои картины словом "КаМал". Однако обнаружить подпись на полотне никак не удавалось. Ее не выявила даже рентгенограмма, сделанная в Нью-Йорке.
Наконец в Самару по поручению Министерства культуры приехала группа специалистов для сканирования картин по новейшей цифровой технологии. "Жизнь в большой гостинице" по полученному снимку внимательно изучали и в Самаре, и в Москве. Известный искусствовед Зельфира Трегулова увеличила изображение на экране компьютера и увидела автограф художника. Чтобы не ошибиться, картину сканировали еще раз. Сверяли с другими работами Малевича. Сомнений больше не оставалось: автор картины - именно он. Как выяснилось, подпись сделана фиолетовыми чернилами, которые смогла "прочитать" только цифровая технология.
А недавно в Самару из-за рубежа пришли новые доказательства принадлежности этой работы кисти Малевича. Известный английский специалист по русскому авангарду Генри Гринфилд прислал копию рисунка, сделанного художником в московском отеле "Метрополь" в 1914 году. На рисунке - то же окно, что и на картине "Жизнь в большой гостинице". Совпадают и другие детали интерьера.
И вот еще одна весть из-за рубежа. Во Франции издана книга о Малевиче, где среди прочих его работ рассказывается и о "Жизни в большой гостинице". Автор прислал один экземпляр Аннэте Басс. Этот подарок - признание заслуг сотрудников Самарского художественного музея перед мировым искусством.
Но точку в этой истории ставить рано. Картина поступила в музей из Третьяковской галереи. Известен год - 1929-й. А как она попала в Третьяковку? На этот вопрос еще предстоит ответить.