ЧКАЛОВА НЕ ПРИЗЕМЛИТЬ

На минувшей неделе исполнилось шестьдесят лет со дня прорыва блокады Ленинграда. Казалось бы, при нынешнем внимании ТВ ко всему, что относится к северной столице, можно было ожидать появления содержательных, впечатляющих передач и документальных фильмов к этой дате. Но большинство показанных программ оказалось повторами того, что нам уже доводилось видеть.

В этой связи такой эпизод минувшей семидневки. В четверг во "Времени" показали подписание Договора между руководителями кинослужбы Министерства культуры и Первого телеканала. По этому соглашению киноведомство станет готовить документальные ленты для ТВ, а также откроет на режиссерском факультете ВГИКа специальное телевизионное отделение.
Зрители со стажем помнят о созданном почти сорок лет назад творческом объединении "Экран", где с успехом работала большая студия документальных телефильмов. Снятые тогда ленты были, пожалуй, лучшим из того, что мы видели на ТВ. Однако торопливые, непродуманные реформы на ТВ привели к ликвидации не только этой студии, но и всего телекино. Теперь производство телевизионных программ находится в частных руках, и все решают не профессионализм и талант авторов, а наличие или отсутствие денег.
Громкий репертуарный провал, случившийся совсем недавно, во время новогодних праздников, всеобщее возмущение праздничной пошлятиной, круги от которого продолжают идти, - все это, кажется, заставило задуматься некоторых руководителей телеканалов. Ориентированные прежде лишь на развлекаловку, изредка перебиваемую выпусками новостей, они вспомнили наконец о других телевизионных жанрах, в том числе об осмыслении общественно важных событий и проблем.
Один из немногих каналов, где публицистика в чести, - ТВЦ. Недаром именно там к столетию со дня рождения Валерия Чкалова состоялась премьера четырехсерийной документальной ленты, посвященной памяти великого летчика (студия "Репортер"). Сегодня вечером завершается показ фильма, но уже сейчас можно оценить достоинства этой работы.
Авторы (М.Дегтярь и Э.Дубровский) сумели миновать две в равной степени соблазнительные крайности: повторить расхожие мифы, в которых летчик представлен эдаким бронзовым монументом, или же, напротив, в духе модного нынче низвержения кумиров рассказать о нем множество мелких бытовых гадостей, приземляющих и унижающих образ этого удивительного человека. В этом фильме Чкалов, как настоящая яркая и масштабная личность, полон противоречий. Он отчаянно храбр и вместе с тем расчетлив. Не любит оков дисциплины и безоговорочно трогательно подчиняется жене. Тайком венчается в церкви и произносит речи во славу партии большевиков...
При такой противоречивости человеческих качеств легко было потерять то главное, что делает фигуру Чкалова цельной. Авторы тщательно проследили историю его жизни - с детства, прошедшего в деревеньке на берегу Волги, до того, как на героя обрушилась всемирная слава, от которой у любого могла закружиться голова.
В фильме искусно сопряжены разные сюжетно-стилистические пласты. Удачно вплетены в повествование фрагменты художественного фильма, снятого перед самой войной Михаилом Калатозовым, использованы воспоминания родных, друзей, коллег. Большое место занимает хроника. Органично вошли в ленту кадры трех перелетов через Северный полюс в Америку - первый - знаменитый чкаловский, затем тот, когда его товарищи по экипажу отправились сорок лет спустя на открытие в Штатах музея, посвященного их подвигу, и, наконец, сегодняшний полет съемочной группы по следам событий далекого прошлого.
Авторы умеют найти лаконичную деталь, способную лучше всяких слов объяснить величие летчика. То это тесная неотапливаемая кабина того самого АНТ-25, в которую тщетно пытается втиснуться ведущий. То самый современный летный тренажер, где журналист пытается воспроизвести сложный маневр, какой Чкалов совершил когда-то на допотопном биплане. Начинаешь яснее воспринимать любимый девиз летчика: "Если быть, то быть лучшим".
Особо поставлен в фильме вопрос о причинах гибели летчика. Подробно рассматривая "треугольник" Сталин-Чкалов-Берия, прислушиваясь к мнению сына и дочерей своего героя, придерживающихся версии покушения на отца, телепублицисты не спешат с выводами. Верные лучшим традициям своего жанра, они опасаются создания новых мифов.