- Саша, считанные дни остаются до начала Олимпийских игр в Солт-Лейк Сити. Вероятно, ты испытываешь какие-то особые чувства по этому поводу? Ведь за твоими плечами - три Олимпиады и золотая медаль чемпиона на Играх 1994 года в беге на 500 метров. И вот впервые тебе предстоит смотреть соревнования по телевизору.
- Пока я действительно не могу понять, что легче - выступать самому или переживать за своих друзей по сборной. И хотя эту Олимпиаду я буду наблюдать со стороны, душой все равно остаюсь с ребятами. Переживаю за них, ловлю каждую новость о готовности, прикидываю, кто и как может выступить. Особенно болею за Сережу Клевченю. Ведь для него это будут четвертые Игры.
- И каковы, по-твоему, шансы наших конькобежцев? Удастся ли исправить провал на Олимпиаде в Нагано? Ты ведь там тоже в десятку не попал, хотя приехал в ранге олимпийского чемпиона, а значит, лидера?
- Ох, лучше не вспоминайте то время! Это был кошмар. Конькобежцы не принесли команде ни одной олимпийской медали. Но тот провал не случаен. И мы, спортсмены, и особенно наши тренеры уже давно били тревогу: ну давайте построим в стране хотя бы один крытый каток. О нашей проблеме узнал президент Ельцин, искренне удивился, обещал помочь. Но, видимо, не успел. А перед Нагано - новая неожиданность: коньки-клэпы, появившиеся на Западе. Они сразу резко увеличили КПД наших основных конкурентов. Сегодня все это вспоминается как страшный сон. И хочется верить, что в Солт-Лейк Сити он не повторится.
Что же касается возможностей моих друзей по сборной, то я, несмотря на все сложности, которые преследовали российских конькобежцев последнее время, уверен, что медали они завоюют. Во всяком случае, потенциал у Вадима Саютина, Димы Дорофеева, Сережи Клевчени, Димы Лобкова и Димы Шепеля есть...
- Как ты относишься к тому, что тот же Дима Саютин, да и некоторые другие ребята из сборной давно выступают не за российские, а за зарубежные клубы?..
- А что вы хотите, если конькобежный спорт в последние годы стал в нашей "зимней" вроде бы стране обузой? Разве не позорно, что чемпионат России по конькам проходит в Берлине? И это при том, что наши скороходы имеют самую большую коллекцию золотых олимпийских медалей в мире. Но вот закрываются катки в регионах, "умирают" конькобежные школы, уже редкостью стали соревнования, а те, что еще проводятся, наше телевидение либо вообще игнорирует, либо показывает глубокой ночью. Как эротику. И в то же время Россия вынуждена увеличивать расходы на борьбу с преступным миром, наркоманами и беспризорниками. Но туда ли тратим деньги? Ведь если не занять молодежь, пороки будут только разрастаться и никаких средств тут не хватит.
Это давно поняли в других странах, там всячески пропагандируют здоровый образ жизни, строят спортивные центры, а мы усиленно рекламируем сигареты и пиво. Вы посмотрите: тех ребят, которые едут на Олимпиаду, уже никто не "подпирает", нет конкуренции в сборной, нет новых имен. А откуда появиться новым "звездам", если катки закрыты, в школах нет коньков? Наш, истинно российский вид спорта задвинут на задворки. Мне говорят: не идеализируй прошлое. Конечно. Но когда я начинал заниматься, в каждом дворе были хоккейные коробки, мы до полуночи с них не уходили. А сейчас в той же Костроме, - найдите хоть одну ледовую площадку. Такое же положение и в других городах.
Но разваленное не восстановишь одним махом. А вот помочь спортсменам с именами можно уже сегодня. Почему нам не пойти по зарубежному опыту, где богатые фирмы содержат "звезд", а "звезды" в свою очередь рекламируют эти фирмы? Неужели нашим предпринимателям не стыдно за то, что не они, а зарубежные бизнесмены приютили Вадима Саютина, Сашу Кибалко, Свету Журову?
-А ты сам в свое время не подумывал обустроиться за границей?
- Предложения от зарубежных клубов были. Но тогда кризис в нашем конькобежном спорте ощущался еще не столь сильно, и потому я не соблазнился на заграничные посулы. Считал, что и своя страна дело поправит.
- Кстати, а как складывается твоя жизнь после ухода из большого спорта? Как единственному в Костроме участнику трех Олимпиад тебе, наверное, дали хорошую квартиру, престижную работу, ездишь на шикарной иномарке?
- Трехкомнатную квартиру мне только пообещали. Работаю заместителем директора спорткомплекса с окладом в тысячу рублей. Иномарку продал, чтобы вложить деньги в бизнес, но и он большого дохода не приносит. Так что живу по самым скромным меркам. Впрочем, не я один, так же прозябают пенсионеры, военные, врачи, учителя. Но не теряю надежды, что все еще устроится. Ведь мне нет и 30 лет.
- Сегодня ты не жалеешь, что слишком рано ушел из спорта? Мог бы, как твои друзья, побегать за зарубежные клубы, где платят хорошие деньги, повыступать в коммерческих турнирах.
- Сложный вопрос. Иногда я примеряю себя к сегодняшней сборной. Думаю: а смог бы Голубев попасть на четвертую Олимпиаду? Если бы не ушел из большого спорта, наверное, все же смог бы. Ведь я закончил выступать в 26 лет. А ушел, потому что устал. Устал особенно морально. Не забывайте: я с 17 лет в сборной команде страны! К тому же хотелось пораньше заняться бизнесом. Я понимал, что спорт не может кормить меня всю жизнь. Вот и торопился "занять свою нишу".
Если помните, я ведь уходил из сборной дважды. Первый раз в 21 год, сразу после золотой олимпийской медали в Лиллехаммере. Уже тогда я хотел заняться каким-то своим делом. Но потом спохватился - рано! И поставил цель вернуться в сборную. Многие меня тогда уже списали со счетов. А я доказал свою силу и поехал на третью Олимпиаду. Ну а теперь уже не в спорте, а в обыденной жизни надо доказывать, что Голубев чего-то стоит. И мне пока сложно сказать, где труднее - на беговой дорожке или в бизнесе. Везде свои законы, не всегда справедливые.
- А ты не чувствуешь в себе тренерской жилки? Может, так устал от коньков, что не хочешь заниматься и с учениками?
- Ну и вопрос! Да никто не предлагал мне тренером работать. И сам я в этом смысла сегодня для себя не вижу. Поясняю. Чтобы стать настоящим тренером, воспитать спортсмена высокого уровня, надо иметь крепкую финансовую, материальную базу. Этого в Костроме нет. А я не хочу обманывать ни себя, ни учеников. Хотя надеюсь, когда-то мой опыт и знания все же будут востребованы...
- В Костроме тебя хорошо знают. Тяжело жить у всех на виду?
- Когда весь город осведомлен обо всех подробностях твоей личной жизни, ничего хорошего в этом нет. Но такова участь известных спортсменов, особенно в провинции. А вот Дима Саютин сетует, что его даже в родном Олимпийском комитете не узнают, зато хорошо знают в Голландии. Потому что коньки там - спорт N 1. Я мечтаю о том времени, когда и у нас в стране портреты конькобежцев вновь будут печатать на первых полосах газет, когда олимпийские чемпионы, а не криминальные авторитеты будут кумирами мальчишек и девчонок.