Только в Волгоградской области более 300 тысяч так называемых обиженных вкладчиков. Получат ли они когда-нибудь свои кровные, так неосмотрительно доверенные однажды сомнительным структурам? Рассмотрим конкретную ситуацию.
Анна Федоровна Потапьева с марта 1998 года работала конкурсной управляющей одной из таких структур - компании "Российское мастерство". Не претендующей в свое время на общенациональное лидерство, но имеющей твердые позиции в регионе. Можно сказать - типовой пирамиды. И все последующие события, связанные с "РМ", тоже можно считать характерными для десятков и сотен ее "сестер" по стране.
Так вот, приступив по решению арбитражного суда к исполнению своих обязанностей, Потапьева получила в наследство от недавней роскоши дырку от бублика. Даже бумагу и скрепки приходилось испрашивать на стороне. Это в то время, как вовсю шло расследование уголовного дела, возбужденного по фактам мошенничества прежних хозяев. А стало быть, в томах следствия были аккуратно подшиты протоколы изъятия всевозможных ценностей, исчисляемых цифрами со многими нулями. Куда же делось все это богатство? - спросите вы. Я - не знаю. И Анна Федоровна не знает. И вообще такое впечатление, что сия тайна неведома никому. Ценности, среди которых автомобили и ювелирные украшения, оргтехника и коттеджи, словно растворились в сплошной лихорадке будней.
Потапьева пишет письма в разные инстанции с просьбой вернуть конкурсному управлению конфискованное имущество. Как бы не так. Она пишет снова. С тем же успехом. Намыкавшись по кабинетам, апеллирует к губернатору области Николаю Максюте. А поскольку таких обращений у главы региона предостаточно, он обращается к Генеральному прокурору с просьбой разобраться в ситуации. Ответ не заставил себя ждать. Только вот письмо, подписанное заместителем Генпрокурора В. Давыдовым, больше похоже на стандартную отписку. Судя по тексту, все обстоит гладко и никто ни на что не жалуется. А Потапьеву с ее канувшими в неизвестность сорока четырьмя миллионами рублей просто не заметили...
Было это почти два года назад. Два года, наполненных борьбой за утраченные деньги и утраченные иллюзии. Передо мной еще один документ за подписью губернатора Волгоградской области. На этот раз он адресован вице-премьеру Валентине Матвиенко. Николай Максюта информирует ее о том, что в Волгограде состоялась Всероссийская конференция вкладчиков и акционеров и образован постоянно действующий президиум конференции. В заключение губернатор просит вице-премьера принять делегацию президиума в количестве четырех человек для "решения задач, затронутых на конференции". С тех пор минуло семь месяцев. Никакого ответа.
Меж тем Потапьева, по мнению некоторых работников областного арбитражного суда и правоохранительных органов, просто обнаглела. Не принимая вердикты суда первой и даже второй инстанции, она обжалует их в Поволжском окружном арбитраже. Там отменили многие решения волгоградских коллег. Правда, это ни на день не приблизило счастливого момента начала выплат облапошенным гражданам.
Наконец, апофеоз многолетней беготни по судам - угроза написать в Высший арбитражный суд, а заодно и в администрацию президента. Это уж было слишком. Пока неспокойная управляющая бегала по региональному кругу, это мало кого беспокоило. Но жаловаться в Москву! Короче говоря, тот же областной арбитраж, который почти четыре года назад назначил Потапьеву на должность, теперь отстраняет ее. По известному принципу: мы тебя выдвигали - мы и задвинем.
Случилось то, что рано или поздно должно было случиться. Похоже, не затем ставили Анну Федоровну на сей пост, чтобы она деньги искала. Похоже, их давно уже нашли. Те, кто знал, где они лежали...
Вот так, на примере одной лишь разрушенной пирамиды, мы пришли к ответу, который сами и поставили в самом начале. Так когда же получат граждане свои денежки? Правильно - никогда.
Стоп! Ответ неверен. Правильный ответ звучит так: не получат никогда, если Генеральная прокуратура будет относиться к данной проблеме так же, как и к запросу губернатора Волгоградской области.