"У похитителей антиквариата существует четкое распределение обязанностей, - говорят сыщики. - Одни выезжают на разведку, другие воруют, третьи - продают краденое. Среди них не только уголовники, но и люди, знающие ценность икон и других предметов культа. Преступники имеют хорошо налаженные связи, в том числе с зарубежными скупщиками краденого. Детали разбойного нападения продумываются до мелочей. Нередко грабители используют одноразовый инструмент, который бросают в помещении. Избавляются даже от обуви, чтобы сбить со следа собак. Иконы сразу же отвозятся заказчикам".
По данным МВД России, девять из 10 преступлений совершаются организованными преступными группировками. По оперативным данным, в Германии, Италии, Франции и некоторых других странах действует более сорока крупных групп "антикварных" контрабандистов. Подавляющее большинство членов этих шаек - выходцы из бывшего Советского Союза, оставившие на родине разветвленные связи и сообщников, которые ищут, скупают или воруют, а затем вывозят образа за рубеж. Примечательно, что в них часто входят бывшие научные работники, служители культа, художники. В Берлине, Лондоне, Париже, Нью-Йорке и других городах, по данным отечественного МВД, десятки магазинов и частных галерей открыто предлагают похищенные в России иконы и церковную утварь
Чтобы добыть и продать за твердую валюту "лики святых", грабители действуют нагло и агрессивно, нередко со "стволами" в руках. Вооруженный налет на церковь Казанской Божьей Матери был совершен в Павлово-Посадском районе. Трое налетчиков ворвались в храм, когда там был один сторож. Пригрозив старику пистолетом, грабители отобрали у него ключи от помещений и вынесли 15 старинных икон. Закончив свое черное дело, преступники скрылись. Сторож был напуган настолько, что не смог дать оперативникам сколько-нибудь приемлемое описание бандитов.
Самым ценным из украденного являлись иконы "Все святые" и "Святая Троица". Грабители унесли и главную икону церкви - старинную копию Казанской Божьей Матери. Церковь в селе открыта для прихожан два века назад, столько же в ней висели иконы. Эксперты оценили стоимость раритетов в несколько сот тысяч долларов.
22 образа похищены из храма Рождества Богородицы, расположенного в Балашихинском районе. Грабители проникли в помещение, взломав решетки окон. Еще восемь икон украдены в Никитской церкви, что в Софрино, - Казанская Божья Матерь, Покров Пресвятой Богородицы, Воскресение Христово, Великомученник Георгий Победоносец и другие. В деревне Князево Наро-Фоминского района пропали иконы "Николай Угодник", "Иверская Божья Матерь" и другие.
Кражи из храмов вынудили сельских священников отказаться от сложившихся веками традиций. До последнего времени считалось грехом запирать церковь даже на ночь.
Часть украденных в Подмосковье икон оперативники находят на вернисаже в Измайлово или в антикварных магазинах на Старом Арбате. Как-то на вернисаже у торговца антиквариатом сыщики увидели несколько образов, которые по описанию походили на похищенные в одной из церквей. Тогда было изъято 134 иконы, десять из которых были явно храмовые и не могли находиться в домашних коллекциях.
Крадут иконы из частных коллекций. Взломав двери, грабители проникли в квартиру вдовы писателя Владимира Чивилихина в Лаврушинском переулке. Из большой коллекции, в которой свыше ста икон, преступники похитили четыре - Владимирской Богоматери, Спаса Нерукотворного, Николая Угодника и Покрова. Все образа относятся к XVII-XVIII векам. Оперативники не сомневались, что кража совершена по наводке.
О масштабах хищений и контрабанды красноречиво свидетельствует задержание на Печорской таможне микроавтобуса "рено". Машина была доверху набита чемоданами с иконами, старинными часами, статуэтками из слоновой кости и другими ценными предметами. Товар предназначался для контрабандного вывоза в Эстонию. При досмотре багажа таможенники обнаружили в 13 чемоданах 794 старинные иконы. Такого крупного улова здесь никогда не было.
61 старинную икону от нелегального вывоза за рубеж удалось спасти в результате операции, проведенной сотрудниками Управления ФСБ по Москве и области. В течение нескольких месяцев шла кропотливая работа по выявлению канала контрабанды исторических и культурных ценностей из России на Запад. Удалось задержать нескольких российских граждан, которые везли очередную партию контрабанды в Польшу и Чехию. От них ниточка потянулась к преступной группе, занимавшейся сбытом икон из России через бывшие страны социалистического лагеря в Германию, Францию и США. Члены преступной группировки, среди которых два гражданина Армении, предстали перед судом.
В результате другой операции чекисты арестовали двоих преступников, у которых изъято 20 икон. Задержанные состояли в одном из криминальных сообществ, наладившем переправку икон за границу через Польшу и Чехию в Германию, Францию и США.
Более полусотни икон и другой церковной утвари, среди которой серебряные оклады, кадила, кресты, задержали столичные чекисты в ходе совместной операции с брестскими коллегами и таможней. Контрабанда была обнаружена в поезде Москва-Будапешт, в специально оборудованном тайнике. Ценности находились в купе под полом и в потолке вагона. За границу иконы пытались переправить граждане Украины, намереваясь продать их в Париже и Берлине. По предварительным данным, контрабанда тянула на 100 тысяч долларов, однако эксперты не исключают, что на западных рынках за эти ценности можно было получить в несколько раз больше. Церковные ценности заняли место в Музее иконописи Кремля и Музее древнерусского искусства имени Рублева. Всего за последние 5 лет российские контрразведчики передали Московской Патриархии более двух тысяч предметов религиозного культа и икон, изъятых у преступников.
Нередко пытаются вывезти раритеты за рубеж иностранцы. Сотрудники "антикварного" отдела МУРа совместно с таможенниками и столичным ФСБ задержали 38-летнего гражданина Израиля. При осмотре багажа в Шереметьево-2 бывшего нашего соотечественника, эмигрировавшего в 1973 году на Землю обетованную, обнаружены 24 иконы XIX века, которые контрабандист купил на территории России и Украины. Три из них - "Тайная вечеря", "Рождество Богородицы", "Богоматерь Боголюбская" - представляют историческую и культурную ценность. Разрешения на вывоз пяти икон из 24 у гражданина Израиля не было, и ему предъявлено обвинение в контрабанде.
Это не первая попытка граждан Земли обетованной вывезти древние ценности из России. В результате одной операции у пяти граждан Израиля было конфисковано 189 икон и 145 предметов декоративно-прикладного искусства и 749 ценных архивных документов.
По сведениям МВД, более половины в древнерусских икон, впрочем, как и "лики святых" кисти выдающихся отечественных мастеров, - числом в несколько миллионов - из страны уже вывезены и находятся в основном в частных коллекциях. "Это ведь надежное средство накопления и перемещения капиталов за границу, да и отмывания "грязных денег", - уверены специалисты. По их мнению, современная техника позволяет в неограниченном количестве копировать практически все. Даже лучшие факсимильные издания древних фолиантов, добротно повторяя оригиналы. Но есть произведения искусства, которые не поддаются копированию. Иконы - в этом ряду. Они с годами не падают в цене, напротив, их "золотой" эквивалент со временем устойчиво растет, особенно на Западе. Подсчитано: на каждый вложенный рубль контрабанда икон приносит несколько долларов прибыли. О стоимости подобных раритетов свидетельствует такой факт: семь икон XVI-XVIII веков из Устюженского краеведческого музея оценены почти в 3,2 миллиона долларов, в том числе "Богоматерь Одигидрия Смоленская" стоимостью около миллиона. Те иконы похищены еще в 1994 году и до сих пор не найдены.
По данным правоохранительных органов, раскрывается лишь каждое третье преступление, связанное с хищением антиквариата. Недавно в Москве задержан грабитель, укравший в столичной церкви Рождества Христова в Митино семь икон XIX века. Им оказался 21-летний неработающий житель Подмосковья. Однако такие удачи сыщиков скорее исключение, чем правило.
Церковных воришек в уголовном мире принято называть "клюквенниками". "Клюквой" или "клюкой" на блатном жаргоне называется храм, церковь, видимо, от обилия куполов, отдаленно напоминающих обилие клюквенных ягод на кусте.
В народе "клюквенники" уважением не пользовались. Если таких ловили - били смертным боем. Резко отрицательным было отношение к церковным ворам и в уголовной среде, где традиционно с почтением относились к священнослужителям. Церковных воров чаще других отправляли в "петушиные" углы камер и лагерных бараков, у них было больше шансов "налететь" на нож или заточку.
Однако времена меняются, "понятия заросли трынь-травой, нарушает закон шелупонь", как метко подметил в одной из своих песен Александр Розенбаум. Последние годы церковные воры уже не подвергаются жестокому прессингу со стороны других уголовников. "Церковь - это иконы, антиквариат, в общем, что на блатном языке называется "сладкая тема", которой интересуются серьезные люди", - таково мнение одного из опытных сыщиков в МВД.
Сегодня в храмах и музеях, особенно расположенных в центральной части России, а также частных коллекциях хранятся миллионы ценных предметов старины. Только Русская православная церковь имеет более 20 тысяч храмов и монастырей. В стране более 2,5 тысячи музеев. И если в 1989 в России было зарегистрировано 375 преступлений, связанных с антиквариатом, то в 1998 году их было более 5 тысяч и почти 15 миллионов долларов ущерба. Впрочем, разве можно даже в самой надежной валюте подсчитать тот моральный урон, который наносят церковные воры и контрабандисты духовному и культурному наследию нации.