Нарды - древняя игра на специальной доске, с использованием шашек и игральных костей. Трудно
Нарды - древняя игра на специальной доске, с использованием шашек и игральных костей. Трудно сказать, когда именно она возникла, но совершенно точно ее история насчитывает несколько тысяч лет. Имя изобретателя сокрыто в глубине веков. Одна легенда гласит, что в третьем веке персидский король Ардшир потребовал от министра придумать игру, которая бы сочетала остроту борьбы шахмат и азарт. По другой легенде ее изобретение приписывается индийскому мудрецу по имени Кафлан. А по третьей, говорят, что древние халдейские мыслители ломали голову, куда им заключить свою мудрость. И наконец придумали... 24 ячеечки на игровом поле символизируют полный дневной оборот Солнца. 30 шашек (фишек) - представляли число дней в месяце, причем черные и белые - смену дня и ночи. Их движение по кругу игрового поля означало движение звезд на небе. 12 линий на каждой стороне доски соответствовали 12 месяцам в году. А сумма очков на противоположных сторонах кости, равная 7, - символизировала число различимых в то время планет с Земли. Доска и шашки изготавливались обычно из камня или дерева, а кости вырезались из камней, костей или лепились из глины. Самая древняя из досок для игры в нарды была найдена в Малой Азии и датируется 5000 лет назад до н.э. Одна из досок была найдена в городе Ур, бывшей столице Месопотамии. Также в нарды играли и фараоны, поскольку один комплект для игры был обнаружен в гробнице Тутанхамона. В настоящее время существует множество разновидностей игры в нарды (около 30). На территории нашей страны наиболее распространены "длинные" и "короткие". На Западе - "бэкгаммон" - вариант игры, похожий на "короткие" нарды. Правила для нее были установлены в 1743 году англичанином Эдмондом Хойлом. А название "Backgammon", от английских слов "back" (назад) и "game" (игра), связано с тем, что шашка вашего оппонента, будучи побита, возвращается назад.
По популярности нарды не уступают шахматам. И Анатолий Карпов, и Гарри Каспаров достаточно серьезно играют в эту игру. Если бы она была малоинтеллектуальной, наверняка они бы не стали тратить на нее время.
ПРАВИЛА ИГРЫ В РАСПРОСТРАНЕННЫЕ "ДЛИННЫЕ" НАРДЫ
Играют два игрока. Каждому раздается по 15 шашек, одному - белые, другому - черные. Прежде чем начать игру, на доске расставляются фишки (см. рис.). Начальное расположение шашек на доске называется "Голова", и ход с этого положения означает "ход с головы". За один ход с головы можно снять только одну шашку. Игроки передвигают фишки только своего цвета. Их движение происходит против часовой стрелки. Двадцать четыре узких чередующихся по цвету треугольника называются пункты. Они разделены на четыре группы по шесть треугольников, которые называются дом, двор, дом противника и двор противника. Между домом и двором проходит планка под названием бар. "Домом" для игрока считается последняя четверть игрового поля. Цель игры - пройти всеми шашками полный круг в "дом" и "выбросить" их раньше, чем это сделает противник. Термин "выбрасывать" означает делать ими такие ходы, чтобы шашка оказалась за пределами доски.
НАЧАЛО ИГРЫ
Право первого хода разыгрывается на кубиках (зары). У кого выпало большее количество очков, тот и ходит первым. Скажем, кубики легли на цифрах 5-3. С головы снимается фишка и передвигается по пунктикам на восемь ячеек. Исключение, когда снимаются две фишки при первом ходе, составляют выпавшие дубли 3-3, 4-4 и 6-6. Дело в том, что если выпадает дубль, то игрок должен пойти четыре раза. Поэтому при 3-3, 4-4 и 6-6 встать в ячейку мешают шашки противника, стоящие на голове. Если выпадает один из этих дублей, игрок имеет право снять со своей головы две фишки и поставить их на выпавшее число ходов. Далее в ходе игры фишки передвигаются на число клеток, соответствующее показаниям кубиков. При этом нельзя передвигать две фишки на число клеток, указанное одним кубиком. Также на клетку, занятую фишкой противника, свою уже нельзя ставить. В таких случаях говорят, что "она не идет". Если шашки противника занимают шесть клеток перед какой-нибудь фишкой, то она оказывается запертой. Все 15 фишек противника запереть нельзя. Вы имеете право выстроить заграждение из шести шашек в том случае, если хотя бы одна противника находится перед этим заграждением. При запертых шашках, если игрок не может сделать ни одного хода на то количество очков, которое выпало на зарах, то эти очки пропадают. Если игрок имеет возможность сделать ход на то количество очков, выпавшее на одном кубике, а на втором нет, он делает только один ход. Если игрок имеет возможность сделать полный ход, он не имеет права его сократить, даже если это в его интересах. То есть, скажем, игроку выгоднее сделать ход на три, а выпало шесть (и есть возможность пойти шесть) следует идти шесть. Если же игроку выпал камень, который позволяет ему сделать только один ход, причем любой из двух, то он должен выбрать больший. Меньшие очки пропадают. После того, как все шашки попали в "дом", игрок может начинать их выбрасывать. Это происходит так: бросается пара кубиков и шашки, которые стоят на пунктах, соответствующих выпавшим значениям, снимаются с доски. Скажем, выпало 6-3. Можно снять 6 и 3. А возможна и такая ситуация, что в пункте 6 нет ни одной фишки, тогда она выкидывается из пункта пять. А вторая фишка соответственно из трех. Если на пункте три нет ни одной фишки, тогда из 4, 5 или 6, в зависимости от ситуации, игроку разрешается переместить ее на три пункта. Если выпадает дубль, например, 2-2, то снимаются сразу четыре фишки с двух или на тот случай, если таковых на этой цифре нет, две с четырех. Положение, когда один игрок выбросил все свои шашки, а его противник не сумел выбросить ни одной, называется "марс". А положение, в котором один игрок успел войти в дом всеми своими шашками, но другой уже выбросил все свои, называется "домашний марс". Положение, когда проигравший сумел выкинуть хотя бы одну шашку, называется "оин".
В нардах не бывает ничьей. Выигрывает тот, кто вперед выбросит все шашки. Стоит вам только научиться играть в эту игру, и вы поймете, насколько она интересная и азартная. Теория не может учесть все варианты, которые возникают во время игры. Хоть зары и вносят элемент случайности, главную роль здесь имеет выработка разумной стратегии и тактики. Бывает так, что очевиден явный проигрыш и остаются только две фишки, но игра складывается так, что противник отдает партию. Кстати, из уважения к нардам традиционно цифры на игральных костях, называют на фарси: 1 - як, 2 - ду, 3 - сэ, 4 - чар, 5 - беш, 6 - шеш. Выпавшие камни считают ду-як, сэ-шеш и т.д.
ИОСИФ КОБЗОН О НАРДАХ
Впервые я увидел игру в нарды более 40 лет назад - в 1958 году. Было это за кулисами Московского цирка на Цветном бульваре, где я принимал участие как вокалист. За кулисами я наблюдал за сражениями Олега Попова и Юрия Никулина с Карандашом. Никулин, кстати, был первым моим партнером. Вообще практически все артисты цирка играют в нарды, причем серьезно. Кидают кости в самолетах, поездах, на отдыхе, всей семьей. Моя жена тоже вполне неплохо играет.
СОВЕТЫ ЧЕМПИОНКИ
Известно, что раздраженные, рассерженные противники играют хуже, допускают ошибки. Вот некоторые маленькие хитрости:
Перед тем, как противник бросит кости, назовите худший расклад для него.
Перед тем, как вам бросить кости, назовите не лучшую комбинацию для себя, и если вам придет отличный вариант, посокрушайтесь по этому поводу.
Если ваш противник выигрывает игру, скажите, как ему прет.
Если выигрываете вы, заметьте, как удивительно, что вы выиграли, несмотря на все эти ужасные кости, которые выпадали.
В тот момент, когда второй игрок думает над сложным ходом, нетерпеливо барабаньте пальцами по столу, тяжело вздыхайте и начинайте шумно трясти кости.
Если у него два раза подряд выпадали плохие кости, заметьте, что он должен лучше трясти.
Если вы играете на его доске, ешьте что-либо жирное и постарайтесь побольше накрошить.
Если же курите, то, как бы невзначай стряхните пепел на сторону, где находится его голова.
Если вы выиграли, то сообщите ему, что он везунчик, ушел от "марса".
Если серьезно:
Бросать кубики лучше из небольшого стаканчика, но можно и из ладоней.
Следует стараться кидать так, чтобы зары упали на одну половину доски и устойчиво легли на грань.
Если зары разлетелись по обеим половинкам доски или упали за ее пределы, то бросок повторяют.
В зависимости от ситуации - можно быстрее стремиться попасть в "дом", а можно улучшать свои позиции на территории противника, чтобы затруднить ему проход в его "дом". В любом случае, только постоянно играя, можно совершенствовать свою тактику.
ЕСЛИ В ВАС ПРОСНУЛСЯ АЗАРТ, и вы заинтересовались этой увлекательной игрой, можете попробовать себя на деле. В Москве существует Федерация нард, а также Лига интеллектуальных игр, расположенная в гостинице "Космос". Там же находится и единственный зал интеллектуальных игр, где можно поиграть в нарды. Под эгидой лиги проводятся соревнования и турниры, в том числе и по нардам. Стать членом лиги можно бесплатно. Достаточно зайти на сайт www.lig.ru