Проблемы с движением здесь были всегда. Но настоящее светопреставление началось с начала года, когда все праздники отгуляли, и транспорт выехал на улицы.
А привело к этому самое что ни на есть благое дело - ввод в строй очередного участка третьего транспортного кольца. От набережной до Звенигородского шоссе.
Нет, с Ленинского до Звенигородского ехать было одно удовольствие. Как и обещали архитекторы, - прекрасная дорога, относительно малозагруженная. Правда, на Комсомольском развязки показались чересчур мудреными. Но это - дело привычки, надо покататься в выходные, разобраться, что куда, и где тебе сворачивать.
А вот дальше эта прекрасная дорога ведет прямиком к проблеме с большой буквы. Весь узел вокруг улицы 1905 года и Ваганьковской эстакады с Беговой улицей и так уже давно задыхался под автомобильным натиском. Вместо того, чтобы, как это следовало из идеи, движение здесь "рассосать", в это бутылочное горлышко подключили поток третьего кольца.
Зачем это сделано? Разве с самого начала не было ясно, что Ваганьковский путепровод не примет в себя не то что потока транспорта с новой дороги, но даже десятка дополнительных автомобилей?
Почему же, отвечают нам во ВНИИПИ Генерального плана города Москвы. Все было ясно. Никто и не собирался "втыкать" третье кольцо в путепровод. Наоборот, кольцо должно было не сворачивать на Звенигородское шоссе, а двинуться прямо, затем пролететь эстакадой над задворками Ваганьковского кладбища и Белорусской железной дорогой, чтобы "впасть" в Беговую улицу. Та же, чтобы в свою очередь не превратиться в "воронку", должна быть расширена за счет снятия трамвайных путей. Таким образом, ситуация должна была стать зеркально противоположной той, что есть сегодня: вместо одного путепровода - два, улица 1905 года из основной становится вспомогательной и благодаря этому разгружается, а после достройки туннеля на Масловке-Башиловке движение без светофоров и остановок могло бы проходить как минимум до начала Сущевского вала. А там, после сдачи Шереметьевского туннеля и некоторой реорганизации транспортных потоков, тоже можно было бы снять светофоры, и - лети до Лефортова! Смотри только за ГИБДДшниками - они свои "схоронки" на безостановочном кольце уже разместили.
Ну и где эта сказка, думаю я, продвинувшись на полметра вперед и в очередной раз попытавшись сделать из своего круглого руля полукруглый самолетный штурвал. Помнится, Ельцину операцию делали - аортокоронарное шунтирование. Вшили в сердце трубку, по которой кровь обходила "засоренные" и сузившиеся сосуды. Но вот на дороге третьего кольца такое "шунтирование" делать начали, да бросили. На половине "трубки".
Так и здесь: вместо расширения работ они сворачиваются. Причина проста. Зависть. Москва слишком богата, в ней слишком много автомобилей, и потому слишком большой, по мнению федеральных властей, размер Дорожного фонда. А вот в Костроме, скажем, народ с фермы на ферму до сих пор на Т-34 ездит, и то застревает. Несправедливо! А потому налог, собираемый на Дорожный фонд, пересмотрели. Регионам оставили ровно половину. Половину забрали в Центр, чтобы дальше распределять по "костромам".
В правительстве Москвы разговоры на тему справедливости считают уже неактуальными. Логика проста. 2,5 миллиона машин в Москве, с которых идут деньги в Дорфонд, и улицы забивают во столько же раз больше, во сколько их больше по сравнению с Костромой. И разбивают дороги во столько же раз сильнее. И, следовательно, не "ради жиру", а ради самого функционирования города денег на дорожную инфраструктуру надо и собирать больше.
К сожалению, не вышло. Деньги, наоборот, отняли. Хоть и выделяют власти больше 12 млрд. рублей на строительство третьего кольца в нынешнем году, но этого крайне недостаточно. Поэтому программу строительства приходится пересматривать. И вот уже мэр вынужден принять распоряжение N994-РМ от 18 сентября 2000 года, по которому ресурсы направляет лишь на самые "стратегически" важные участки. Среди них "доведение до ума" участка от Звенигородского шоссе до Беговой улицы не значится. А есть лишь завершение строительства туннеля на улице Нижняя Масловка и дальше - на Сущевском Валу. Тоже "хлеб", конечно. Но по сути (а особенно для тех, кто каждый день ездит по Беговой - 1905 года), - сухая горбушка...
Председатель бюджетно-финансовой комиссии Мосгордумы Михаил Вышегородцев пытается успокоить москвичей: "Несмотря на финансовые трудности, связанные с введением нового Налогового кодекса России, Москва продолжит строительство дорог". На строительство автодорожной развязки на Беговой планируется затратить 2 млрд. руб., при этом улица расширится за счет снятия трамвайных линий. В этом же году будут закончены работы на участке Третьего кольца от проспекта Вернадского до улицы Вавилова и Варшавского шоссе. Начнется и строительство туннеля в районе Лефортова.
Нет, к строителям - никаких претензий. Строительство туннеля под Ленинским проспектом завораживает и размахом, и темпами.
Что же дальше? Бюджетных денег, говорит Михаил Вышегородцев, на все проекты не хватит. Поэтому дорожные работы на Северо-Востоке столицы (строительство федеральных трасс Шереметьевская и Внуковская) в 2001 году будут временно заморожены. Будут также прекращены работы по реконструкции загородных объектов - Киевского шоссе и подъездной дороги к аэропорту "Внуково" от совхоза "Московский", а также подъезда к аэропорту "Шереметьево" от кольцевой дороги по Ленинградскому и Международному шоссе. Остановится и реконструкция Ярославского шоссе. "Замерзнут" новая Каширка и московский участок трассы Москва - Рига).
Третье кольцо - в том же списке. Приостановятся работы на участке Волгоградский проспект - шоссе Энтузиастов. Как раз там из-за железных дорог иначе не проехать, как либо через центр, либо через МКАД. И - руль буквально стонет... Участок Звенигородское шоссе - Беговая улица тоже "замерзает"! Да, вот они, строки из постановления от 18 сентября:
"2. Прекратить работы:
... по строительству участков Третьего транспортного кольца на участках Волгоградский проспект - шоссе Энтузиастов и Звенигородское шоссе - Беговая улица, а также по строительству Шереметьевского туннеля и Бакунинской развязки на третьем кольце"...
Кольцо должно было быть закончено к 2005 году. Теперь ясно, что этот срок уже выдержан не будет.
Должностные лица не выражают даже дежурного оптимизма. Главный инженер Института Генплана Москвы Юрий Коротков дает такую альтернативу: если кольцо не строить, то надо запретить людям покупать машины или жестко ограничивать въезд в некоторые районы города.
Первый заместитель председателя московского правительства Борис Никольский отвечает: да, в результате урезания регионального Дорожного фонда объемы дорожного строительства в городе будут сокращены в два раза...
В качестве решения мэрия пока что предложила следующее финансовое решение. Поскольку налог на содержание Дорожного фонда урезан с 2,5 до 1 процента с оборота, то придется увеличить налог с продаж до 5 процентов.
Пока что продолжения этой мысли, кажется, не последовало. Но когда стоишь в толпе машин, готов, кажется, и все 10 процентов выложить - лишь бы "развязаться" с этой проблемой. И не стоять у кладбища в вечной пробке.