В ОЖИДАНИИ ДРАКОНА

Восток в отличие от Европы издавна исчисляет год по лунным месяцам. И особым торжеством в богослужениях буддийских дацанов отмечена ночь последней зимней луны: когда в храмах до рассвета читают молитву богине Лхаме, "Небесной деве", которая в эту ночь обозревает Вселенную.

Накануне вечером священнослужители сжигают так называемую "дугжубу" - эмблему всех людских прегрешений за прошлый год. Именно так и наступает Новый год по восточному календарю. В этом году, считается, придет черед Дракона. Этот день обычно приходится на разные числа, нынче он - 6 февраля. У бурят и монголов праздник носит название певучее и романтичное - Сагаалган, хотя и происходит слово от простого продукта, сопровождавшего скотоводов, где бы они ни были, - и молоко, и творог, и цвет их - белый (сагаан), то есть - чистый, светлый. А смысл празднования Нового года у бурят можно объяснить словом "обелиться", самым близким эквивалентом которого в русском языке станет слово "очиститься".
У бурят подготовка к празднику начинается с уборки жилища - это первый круг очищения. Затем каждому надо побеспокоиться о своей душе, сделать свои помыслы чистыми - это второй круг. Жить в гармонии с четырьмя стихиями, окружающими людей - небом и землей, водой и огнем - третий круг. В первый день Сагаалгана утреннее время - до обеда - время мужчин, женщины обычно проводят эти часы дома.
При советской власти Сагаалган был не в чести. Лишь в январе 1990 года Верховный Совет Бурятской АССР принял специальный указ "О придании национальному празднику "Сагаалган" статуса народного".
Сегодня за воротами Иволгинского храма многолюдно: нынешней ночью здесь будет ритуал дугжуба - зажжен костер из трехгранной пирамиды, вылепленной из теста, с изображениями злых духов. В его священном огне обратятся в прах все тяжкие грехи, сказал глава буддистов страны хамбо-лама Дамба Аюшеев. Так начинается праздник Белого месяца. Понедельник в Бурятии объявлен нерабочим днем.