Волгоградский губернатор Николай Максюта, судя по изложению некоторых его взглядов в публикации
Волгоградский губернатор Николай Максюта, судя по изложению некоторых его взглядов в публикации под названием "Должна ли кухарка управлять государством?" ("Труд" от 29 ноября 2002 года), сильно сомневается в эффективности самоуправления на уровне города, поселка, микрорайона, села... Хочу ему возразить, опираясь на исторические факты и наш российский опыт. Еще в средние века в Европе не только существовало самоуправление городов, на которое не смели покушаться ни короли, ни самодуры-феодалы, но даже был выработан свод законов - "магдебургское право". И уже тогда началось становление гражданского общества, благодаря чему европейские народы ныне живут куда более цивилизованно, чем мы. Единственное в России самоуправление народа Великого Новгорода растоптали московские цари, строившие тоталитарное государство. Да и появившемуся уже в другую эпоху - во второй половине XIX века - земскому самоуправлению развернуться в полной мере не позволили: сперва его "тормознули" царские власти, потом большевики турнули земство, заменив деятельных граждан марионеточными советами. В самом конце XX века новая демократическая Россия провозгласила МСУ одним из конституционных принципов организации власти, но оно, к сожалению, снова подвергается атакам и сомнениям.
Уважаемый волгоградский губернатор в этом плане далеко не первый, подобное приходилось слышать, к примеру, от бывшего курского генерал-губернатора А.Руцкого, который откровенно пытался упразднить систему местного самоуправления. Главным доводом является озвученный Н.Максютой пассаж: "Именно власть в ответе за то, что делается в стране. Но, как известно, органы самоуправления не входят в систему государственной власти". Иначе говоря, ни за что не отвечают. Меж тем в статье 3 Конституции РФ говорится: "Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления". Так что органы МСУ - самая что ни на есть власть, которая, как определено в статье 130-й нашей Конституции, "обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения". Другое дело, что власть на местах не может (или не хочет, либо не в состоянии) направить местные инициативы в нужное русло. Для того и создана специальная комиссия Дмитрия Козака, которая сейчас подготовила поправки в Федеральный закон об основах организации самоуправления, направленные на разграничение полномочий органов госвласти и - "самоуправленческих". Пример нашей Курской области свидетельствует, что даже в забытых Богом и, казалось бы, бесперспективных селах, где заработал орган местного самоуправления, уже появился собственный бюджет, и ситуация понемногу выправляется. Чтобы по-настоящему МСУ себя оправдало, требуются время, терпение, поиск перспективных управленцев и главное - вера людей в избранную ими местную власть, что и будет способствовать развитию инициативности.
Я лично убежден, что госвласть обязана поддерживать этот процесс, а не глушить после первых неудач. Предложение же губернатора о "создании во всех муниципальных единицах компактных исполнительных органов государственной власти" - это, по сути, призыв идти "затылком вперед". Так ходить не только неудобно, но и опасно.