Информация об этом одновременно просочилась и в Вашингтоне, и в Тель-Авиве. Официальная реакция Израиля не заставила себя ждать. Кабинет премьера Эхуда Барака решил направить высокопоставленного переговорщика в Вашингтон - ковать железо пока горячо.
Ставки сторон, включая и посредника-координатора, президента Клинтона, весьма высоки. Срок полномочий хозяина Белого дома, обещавшего щедро оплатить все немалые издержки предполагаемого урегулирования, истекает 20 января. Надо успеть! Правда, Клинтон предлагает себя в дальнейшем новой республиканской администрации в качестве уже неофициального посредника.
И Бараку, и Арафату теперь, помимо утрясания болезненных деталей вырисовывающегося компромиссного соглашения, предстоит "обработать" общественное мнение - и израильское, и палестинское, чтобы склонить его в пользу продолжения мирного процесса. Летом большинство израильтян и палестинцев оказались неготовыми принять разработанный в Кемп-Дэвиде при активнейшем американском посредничестве вариант урегулирования. Сейчас, после трехмесячного кровопролития, обеим сторонам дали возможность заглянуть в бездну разгула экстремизма и насилия и осознать, что разумному компромиссу, который уже выработан на уровне экспертов и фактически стал достоянием гласности, альтернативы нет.
Идущий на выборы, назначенные на 6 февраля, Эхуд Барак ставит израильского избирателя перед дилеммой: или мир с палестинцами, весьма нелегкий для сложившегося стереотипа общественного сознания, или война, которая может стать региональной. Ясир Арафат, в свою очередь, обращается к палестинцам и арабо-мусульманскому миру, как бы говоря, что боролся до конца, но не хочет дальнейшего пролития палестинской крови и тем более нового регионального военного конфликта с непредсказуемыми последствиями.
Что касается радикальных оппонентов и того, и другого, то Барак решает вопрос их нейтрализации на демократических выборах. Арафат же должен применить силу, чтобы экстремисты из числа исламистов и леваков снова оказались там, где им и положено быть, - за решеткой. И сделать это не мешкая. Лидер исламской экстремистской организации "Хамас" Ахмед Ясин уже выступил с откровенным ультиматумом, заявив, что если Арафат примет план Клинтона, то совершит "политическое самоубийство". На языке "Хамаса" это означает - будет физически устранен...
В четверг Арафат должен был заручиться поддержкой арабских стран. Их министры иностранных дел собрались в Каире. Похоже, палестинский лидер может положиться на Египет и Иорданию, которые отнюдь не заинтересованы в нагнетании напряженности, а тем более в развязывании вооруженного конфликта. А их слово в конечном счете, видимо, и станет решающим.
Как говаривал один из классиков политэкономии, "в реальной жизни тупиков не бывает, они существуют лишь в головах отдельных людей". Участникам мирного процесса, включая и его коспонсоров США и Россию, еще предстоит хорошо потрудиться, чтобы людей с тупиковым сознанием было в регионе как можно меньше.