«Роснефть» продолжает комплексное изучение Арктики
Компания «Роснефть» провела в Москве «арктический завтрак» для российских СМИ, в ходе которого специалисты ПАО «НК «Роснефть» — участники полярных экспедиций рассказали о комплексных исследованиях Арктики. Этой работой компания занимается с 2012 года в тесном сотрудничестве с самыми авторитетными научными организациями страны.
Минувший полевой сезон у исследователей Арктики был самым длинным, отметил директор департамента научно-технического развития и инноваций ПАО «НК «Роснефть» Александр Пашали. Он напомнил, что за последние восемь лет компания провела около 30 научных экспедиций по всему побережью Северного Ледовитого океана — с исследованием ледников и айсбергов, морской и прибрежной зон, редких видов животных и птиц. 2020 год был особенно насыщенным экспедициями, в ходе которых проводились геологические и экологические исследования.
Материала накоплено очень много, и по окончании полевого сезона предстоит большая работа по его изучению. Но некоторые предварительные итоги уже можно подвести.
«Нынешней осенью у нас стартовала первая стратиграфическая экспедиция, — рассказал Александр Пашали. — Это послойное (от лат. stratum — «слой, пласт») изучение горных пород, в данном случае — морского дна. Его цель — геологическое исследование региона, как с точки зрения геологического строения, так и с точки зрения понимания его природы. Мы пробурили и отобрали 285 метров керна, при этом по проходке пробурено 500 метров. Исследование даст возможность лучше понять строение, нефтегазовый потенциал данного региона. Северо-Карская область является перспективной, и мы надеемся, что теперь эффективность поисково-разведочного бурения значительно повысится».
«Это был реально уникальный научный геологический проект, — продолжает директор по проектам на шельфе геологоразведочного холдинга «Росгеология» Борис Шумский. — И я хотел бы выразить глубокую благодарность компании «Роснефть» за возможность принять в нем участие. Потому что стратиграфическое бурение проводится на российском шельфе, к сожалению, впервые. Наши ближайшие соседи — государство Норвегия — имеют уже много такого рода скважин на своем шельфе, что позволило существенно улучшить качество получаемой геологической информации. Теперь и мы, благодаря нашему недропользователю в лице «Роснефти», делаем такой проект. Всего было пробурено 10 скважин глубиной от 40 до 90 метров при глубинах моря от 120 до 250 метров. В некоторых скважинах также проведены термометрические исследования с использованием современных технологий».
Поднятый из скважин керн предстоит изучить. И, как сообщил директор по исследованиям и разработкам компании «Иннопрактика» Владимир Лакеев, в настоящее время на базе геологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова уже проводятся лабораторные исследования отобранных образцов.
Представитель «Иннопрактики» пояснил принципы участия компании в крупномасштабных исследовательских проектах, подобных арктическому: «Мы создаем исследовательские коллективы на время работы по данному проекту. Каждый раз это уникальные специалисты, ибо мы берем на работу людей не только из Московского университета, но и из других ведущих научных центров страны, обладающих максимальной квалификацией в данной области. В этом качестве мы выступаем медиатором между наукой и производством. И, участвуя в бизнес-проектах, вносим свой вклад в научные разработки».
По итогам стратиграфической экспедиции «Роснефти», где совместными усилиями в Карском море получен самый северный керн, будет составлена достоверная геологическая модель Северо-Карского региона. А в 2021 году планируется продолжить аналогичные исследования на участках в море Лаптевых.
Отвечая на вопросы журналистов о практическом результате, который получен по итогам стратиграфического бурения арктического дна, куратор проекта от «Роснефти» Владимир Вержбицкий пояснил: «Первичные данные совершенно уникальны для нашего Арктического региона. Они являются ключевыми для понимания всего геологического строения, разреза осадочного Северо-Карского лицензионного участка. После проведения серии необходимых лабораторно-аналитических исследований мы получим четкие данные о возрасте, составе, перспективах нефтегазоносности. В итоге мы придем к пониманию нефтегазового потенциала всего региона и к возможному уточнению поискового бурения. В результате кратно снизим риски неопределенности и повысим успешность геологоразведочных работ».
«Этим работам предшествовало шесть лет подготовки, — пояснил еще один куратор проекта по стратиграфическому бурению в северной части Карского моря от компании «Роснефть» Андрей Колюбакин. — Консолидатором и организатором выступил Арктический научный центр «Роснефти». Выполнялся громадный объем 2D-сейсморазведки на лицензионном участке, высокочастотной сейсморазведки в районах выхода перспективных горизонтов. Проводились гравимагнитные исследования с самолетов по всему участку. Комплексные исследования позволили создать геологическую модель, на основании которой мы выбирали точки для бурения скважин. В рамках подготовительных работ для стратиграфического бурения организовали четыре геологические экспедиции на Новой Земле, на Северной Земле с очень интересными результатами. В частности, были найдены битумы в палеозойских отложениях».
Директор по проектам на шельфе «Росгеология» Борис Шумский добавил: «Уникальные исследования стали возможны благодаря наличию специальной техники. Наш геологоразведочный холдинг переоснастил судно «Бавенит», изначально предназначенное для бурения инженерно-геологических и геотехнических скважин, но не для стратиграфического бурения. Мы применили все необходимые технологические новинки на этапе переоборудования. После масштабной реконструкции это практически новое судно — с системой динамического позиционирования, с компенсатором качки. Исследователи могут работать при волнении до 5 метров, выполнять буровые работы при глубине моря до километра и осуществлять бурение глубоководных скважин. Так, в море Лаптевых у нас стоит задача бурения на шельфе глубиной до 200 метров».
Готовясь к добыче углеводородов в арктических морях, компания «Роснефть» продолжила работу по созданию уникального микробного препарата для утилизации нефтяных загрязнений. Это совместный научный проект «Роснефти», негосударственного института развития «Иннопрактика» и биологического факультета МГУ. В ходе «арктического завтрака» о проекте рассказал Артем Исаченко, куратор программы от «Роснефти»: «Тестирование препарата мы начали достаточно давно, поскольку технология предусматривает длительный цикл испытаний. Препарат — это высушенные бактерии, которые вместе с питательным веществом находятся в защитной оболочке. Она не смачивается водой, но растворяется в углеводородах, поэтому препарат начинает работать только в контакте с нефтяным пятном».
Сначала специалистам требовалось отыскать нужные бактерии в природе. Исследователи не занимались генетическим модифицированием. Были найдены естественные аборигенные сообщества, которые делают свою работу в обычной среде. Всего было изучено более 300 образцов, из которых отобрали более 100 микроорганизмов, пригодных для выполнения задачи.
«Бактерии этого класса в природе встречаются довольно часто, — продолжает представитель «Иннопрактики» Владимир Лакеев. — Но в большинстве своем они ориентированы на теплый климат и для нас не подходят, потому что арктические воды холодные. И прежде чем начать применять препарат, бактерии надо активировать питательными веществами. Наш препарат представляет собой некую капсулу с нужными компонентами. Капсула сбрасывается в загрязненную воду, оболочка в нефтяном пятне растворяется, бактерии активизируются и начинают поедать углеводороды. Конечно, нефть — невкусная еда для любых бактерий, да еще при низких температурах, но если другой еды нет, куда деваться?»
«Биологические препараты гораздо эффективнее химических веществ или реагентов, — подчеркнул Артем Исаченко. — Внесением бактерий в природную среду мы запускаем механизм, работающий естественным образом. Нам удалось подобрать такой пул бактерий, которые не только живут, взаимодействуя друг с другом, но и размножаются. Причем этот процесс идет непрерывно, пока они не съедят нефтяное пятно. Далее действуют законы биоценоза: бактерии съедаются планктоном, планктон — рыбами и так далее. В итоге море очищается». Александр Пашали добавил, что препарат может использоваться не только на месторождениях компании, но и для обеспечения деятельности всей Российской Федерации в Арктике. Он может также использоваться для экологической защиты акватории портовых сооружений, где скапливается большое количество судов.
Специалисты Арктического научного центра (входит в состав Корпоративного научно-проектного комплекса «Роснефти») совместно с Институтом проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова Российской академии наук и Центром морских исследований МГУ в полевом сезоне 2020 года также провели масштабную экспедицию по изучению белого медведя и атлантического подвида моржа, занесенных в Красную книгу. Целью этих работ является оценка состояния и устойчивости арктических экосистем на основании исследований ключевых видов животных.
Впервые выполнено масштабное обследование всех известных лежбищ атлантического моржа на территории архипелага Земли Франца-Иосифа. Полноценный учет численности моржей не проводился более 10 лет, а некоторые популяции не изучались с советских времен.
«В этом году в экспедиции по изучению моржей проведены уникальные исследования, — рассказал Артем Исаченко. — Мы дошли до Мыса Желания на Новой Земле, высадили там специалистов, которые изучали белого медведя. Дальше был великолепный маршрут по островам архипелага Земля Франца-Иосифа, где была выполнена съемка лежбищ моржа. При этом выявили новые лежки, которые позволили определить их общую численность и уточнить наше понимание о том, где конкретно эти морские хищники обитают и как себя ощущают в Арктике». Перед участниками экспедиции также стояла задача исследовать павших животных — увы, это неизбежный процесс в популяциях обитателей дикой природы. Как рассказал Исаченко, ученые собирались отобрать важные пробы, чтобы получить информацию о накоплении тяжелых металлов, поллютантов и других вредных веществ. Но за время экспедиции исследователи не нашли ни одного мертвого животного. Так, может быть, ситуация на Русском Севере не такая плачевная, какой выглядит на некоторых любительских съемках?..
Очень важно, что экспедиции по изучению биологического разнообразия проводятся компанией, которая только готовится приступить к хозяйственной деятельности на морской акватории Арктики. «Благодаря полученным данным мы уже на начальном этапе можем составить паспорт здоровья обитателей местной фауны, — отметил Артем Исаченко. — Мы сконцентрировали внимание на нескольких животных, которые являются биологическими индикаторами. Эти виды позволяют интегрально следить за состоянием экосистемы в целом. И роль ученых — понять, какой статус здоровья, как чувствует себя популяция».
Биологическая экосистема находится под воздействием множества факторов — это не только и не столько антропогенное влияние, но в первую очередь общие климатические изменения. В любом случае состояние арктической фауны должно оставаться предметом пристального изучения. И эти данные будут фундаментом, на котором компания сможет ответственно и безопасно для экосистемы осуществлять свою деятельность в регионе.
В ходе «арктического завтрака» журналистам также рассказали о новом этапе корпоративной программы по изучению, сохранению и мониторингу редких животных. Если раньше «Роснефть» занималась проблемами сохранения белых медведей, моржей и тюленей, дикого северного оленя, то теперь в ходе экспедиций по сохранению биологического разнообразия в поле внимания находится также популяция белой чайки. Минувшим летом на базе полярной станции на острове Визе впервые были организованы работы по исследованию этого редкого и уязвимого вида морских птиц.
«Роснефть» проводит изучение Арктики, чтобы оградить природу от возможного вредного влияния человека. Но при этом участники экспедиций решают задачу, как не потревожить морских обитателей самим процессом исследования. Одна из проблем работы в полярных морях — сократить до минимума так называемое шумовое загрязнение.
«Приведу пример из обыденной жизни, — пояснил Александр Пашали. — Мы сейчас на самоизоляции и знаем, как способен раздражать сосед с вечным ремонтом. А в море мы не одни и, конечно, не хотим быть назойливым соседом для тюленя или белого медведя. Поэтому на всех наших судах, которые выполняют работы в Арктике, есть специальные смотрящие за морскими млекопитающими. Практически это самые важные люди на судне. Именно они в любой момент могут остановить работы, если в зону безопасности попадает морское млекопитающее, которому шум может навредить».
Для минимизации шумового воздействия имеется специальный протокол. К примеру, перед запуском сейсмоакустических источников специалисты в течение получаса осматривают акваторию на расстоянии до 2 километров. Ведь морские млекопитающие периодически всплывают на поверхность, чтобы дышать, и не следует их в это время тревожить. В общем, процесс исследований достаточно хлопотный, но такие требования совершенно необходимы, чтобы не тревожить обитателей морской фауны.
Участники встречи с журналистами также напомнили, что в официальный перечень приоритетных целей компании «Роснефть», интегрированных в текущую деятельность, занесены «сохранение морских экосистем» и «сохранение экосистем суши».