Общероссийский народный фронт (ОНФ) обнародовал перечень самых роскошных автомобилей, которые возят высокопоставленных российских чиновников. На первом месте оказался «Мерседес-Бенц» губернатора Сахалинской области Александра Хорошавина, ценой 8 млн рублей.
Напомним, что в Госдуме сейчас рассматривается законопроект об ограничении стоимости служебных автомобилей чиновников до 3 млн рублей. Первоначально предлагался порог на уровне 1,5 млн, но депутаты оказались щедрее. А первый заместитель руководителя думской фракции «Единая Россия» Вячеслав Тимченко предложил при покупке казенного автомобиля для чиновника исходить «из возможностей региона и муниципальных образований».
Но тогда главе Сахалинской области Хорошавину пришлось бы ездить на велосипеде. Ибо при немалых нефтегазовых доходах региона денег в сахалинской казне не хватает: бюджет-2014 пришлось утвердить в объеме 115 млрд рублей — с дефицитом 6,5 млрд (которые придется взять взаймы у банков под немалый процент). Это не помешало местным чиновникам наскрести еще 3,6 млн рублей на покупку автомобиля Toyota Land Cruiser для главы Томаринского городского округа и еще 6,8 млн рублей на два внедорожника чуть дешевле.
Не сильно ограничило себя в тратах на чиновничий транспорт и Министерство экономического развития, заказав для своего Управления административными зданиями автомобиль BMW за 5,8 млн рублей (второе место в рейтинге ОНФ). А завхозы из службы обеспечения деятельности мировых судей Чеченской республики расщедрились на лимузин за 5 млн рублей, оказавшись на третьем месте в рейтинге ОНФ.
Генеральная прокуратура РФ выбрала себе другую, не менее престижную марку — Ауди А8L, причем в количестве 12 штук. Общие затраты составили 57,1 млн рублей, которых хватило бы на целый «табун» (40-45 штук) очень комфортных бизнес-автомобилей Toyota Camry радикального черного цвета.
Не считают себя хуже прокуроров минералводские таможенники. Они заказали лимузин BMW за 4,5 млн рублей. Шестое место досталось ОАО «Курорты Северного Кавказа», которое разместило заказ на Audi A8L за 4,5 млн рублей. Среди требований заказчика — отделка салона автомобиля декоративными вставками из коричневого ореха, задний комфортный подлокотник с элементами управления и отделкой деревом. Помимо этого для исполнения служебных обязанностей чиновникам понадобились в машине крепления для детских сидений. Но вернемся к региональным российским начальникам — например, к губернатору Бурятии Вячеславу Ноговицыну, для которого среди частных охранных предприятий региона объявили конкурс на оказание услуг круглосуточной физической охраны не менее чем двумя телохранителями — за 20 тысяч рублей в сутки, или 7,5 млн рублей в год (то есть два бодигарда равнозначны одному «мерседесу»). Служебными автомобилями глава региона тоже обеспечен неплохо, включая недавно купленную новенькую Audi А8 ценой более 7 млн рублей. При этом дефицит бюджета Бурятии на 2014 год, по признанию самого Ноговицына, составит 3 млрд рублей.
В этом ряду настоящими скромниками выглядят хабаровские чиновники, заказавшие для своего дорожного агентства «Дальний Восток» внедорожник повышенной комфортности за 3,5 млн рублей, и магаданская автобаза областной администрации, объявившая тендер на приобретения джипа Toyota Land Cruiser в комплектации «люкс» за 3,4 млн рублей. Между тем дефицит магаданского областного бюджета в нынешнем году составил почти 2 млрд рублей. А за деньги, потраченные на внедорожник, администрация могла купить пару приличных квартир для переселения семей из аварийного жилья (очередь там на годы вперед).
Но еще дороже предложила за элитный внедорожник для районного начальства администрация Свободненского района Амурской области — 4,6 млн рублей (за Toyota Land Cruiser 4,6 АТ «люкс»). Учтем, что при численности населения в 15 тысяч человек дефицит районного бюджета вдвое превысил магаданский, составив 4 млрд рублей. Правда, во всех тамошних справочниках сказано, что населенные пункты района «связаны шоссейно-грунтовыми дорогами». То есть без джипа трудно обойтись, но почему он обязательно должен быть в люксовом исполнении? Тем более что вполне пригодный внедорожник в таких условиях — это «Лада-Нива» 4×4 ценой 350 тысяч рублей, то есть в 15 раз дешевле.
Комментируя обнародованный рейтинг, эксперты ОНФ подчеркивают: все оказавшиеся в черном списке транспортные средства стоят больше 3 млн, то есть выше той планки, которая уже определена как роскошь. Правда, закон еще лишь рассматривается Государственной думой, а пока все идет по принципу «кот из дома — мыши в пляс».
Сегодня Общероссийский народный фронт проводит онлайн-семинар на тему «Борьба с коррупцией в сфере госзакупок». Как известно, с нового года в стране на смену Федеральному закону № 94 о государственных закупках придет более жесткий Федеральный закон № 44. Его особенности и будут обсуждать активисты ОНФ: какие ожидаются изменения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд? Станут ли государственные закупки более прозрачными и справедливыми с точки зрения обеспечения реальной конкуренции исполнителей? Какие инструменты для контроля за проведением закупок появятся у экспертного сообщества и у простых граждан с активной гражданской позицией? Снизится ли в итоге уровень коррупционной составляющей и расточительства в сфере закупок?
Все эти вопросы «фронтовики» намерены взять под свой контроль. А «Труд» готов информировать читателей о конкретных результатах. Если они, конечно, будут.