Аэропорт в Смоленске, где в 2010-м разбился самолет польского президента, закрывается
Похоже, еще одному большому русскому городу с древней историей подрезают крылья: на днях с военного аэродрома Северный под Смоленском уходит комендантская рота, и на этом авиационная гавань прекращает свое существование. Завтра сюда явятся мародеры, унесут все вплоть до плит со взлетно-посадочной и рулежных полос (именно так заканчивали свое существование многие военные и гражданские воздушные хозяйства в России). Своего гражданского аэропорта у Смоленска нет уже давно.
История типичная. Из почти полутора тысяч аэродромов, действовавших в стране в 1991 году, в строю осталось 300 – да и это число неумолимо сокращается. Для огромной страны это симптомы тяжелой болезни, своего рода закупорка сосудов.
Аэродром Северный стал знаменитым на весь мир весной 2010 года, когда здесь, не дотянув до посадочной полосы, разбился самолет с высокопоставленной делегацией из Польши. А вообще-то тут с 1946 по 2009 год дислоцировался 103-й гвардейский военно-транспортный полк имени Гризодубовой. Аэродром по оснащенности и уровню инфраструктуры относится к I категории. Еще два года назад СМИ, ссылаясь на задумки высокого авиационного начальства, сообщали о планах: к 2013 году создать в Северном международный аэропорт, способный принимать лайнеры класса Airbus A320. Руководство области, обратившись за помощью в правительство, выдвинуло весомые аргументы. Московский авиаузел перегружен, столичные аэропорты испытывают трудности со стоянками самолетов, а от Москвы до Смоленска – 40 минут лету. Предлагалось аэродром использовать и как запасной. К тому же Смоленск связан со столицей лучшей в стране автотрассой М1 и железной дорогой, которые в случае нелетной погоды способны обеспечить комфортабельную доставку пассажиров в Москву.
В начале 2012 года аэродром был передан Министерством обороны РФ в ведение администрации Смоленской области. Сообщалось, что областная администрация предпримет все попытки для спасения одного из старейших (рожден еще в 1920-х) аэродромов России. Но уже нынешней осенью местные власти стали бить тревогу по поводу все возрастающей нагрузки на областной бюджет. По всему выходит, что собственных средств на такие «излишества», как аэропорт, в нем нет. Первый заместитель губернатора Михаил Питкевич в интервью смоленским СМИ на вопрос о будущем Северного напустил тумана: «Будем смотреть. Есть мысли по инвесторам – не вижу смысла пока их озвучивать.
И по перепрофилированию – если аэропорт объективно не нужен никому, но эту площадку можно использовать каким-то другим образом. Если у нас получится взять его в собственность области, это в любом случае лучше, чем его принадлежность Минобороны в абсолютно непонятном статусе».
Пройдет совсем немного времени, и рассуждать вообще станет не о чем.
Неужели мы так богаты, что можем вот так легко разбрасываться взлетными полосами? Как рассказали «Труду» в Росавиации, содержание регионального аэропорта обходится в 10–20 млн рублей в год. Такой суммы вполне достаточно и для поддержания в рабочем состоянии Северного, чья взлетная полоса способна принимать даже аэробусы. А вот на строительство нового аэропорта такого класса придется потратить уже в сотни раз больше. Эксперт по транспорту Госдумы Вадим Олейников приводит красноречивый пример: строительство только взлетно-посадочной полосы для аэропорта Южный (Таганрог) обошлось в 8 млрд рублей. Но толком работать эта воздушная гавань не может, поскольку на возведение аэровокзала денег не осталось. Теперь местная администрация надеется на приток инвестиций к чемпионату мира по футболу 2018 года. Новый проект, предусматривающий возведение аэрокомплекса, железнодорожного вокзала, гостиницы и офисов, инвесторы оценили в 607 млн фунтов стерлингов, то есть около 32 млрд рублей. Вот такая получается «экономная экономика»...
Виктор Горбачев, гендиректор ассоциации «Аэропорт» гражданской авиации
– Судьба Северного схожа с судьбой аэродрома в подмосковной Кубинке, который действовал 70 лет, а теперь вдруг оказался никому не нужным. Незаметно для страны исчез и столичный аэропорт Быково, с ВПП которого осуществлялись полеты по всей стране. Могу спрогнозировать, что помимо Смоленска мы в ближайшее время недосчитаемся еще 10–15 аэропортов, которых в 1991 году у нас было 1450. Сравним Россию с Европой или со США, где годовой объем воздушных перевозок – 850 млн пассажиров, а у нас – 74 млн. И, кстати, в Штатах аэропорты почти сплошь государственные.