Пробку на автодороге Москва – Санкт-Петербург возмущенные водители уже назвали генеральной репетицией конца света
03 декабря у премьер-министра Дмитрия Медведева прошло совещание с обсуждением «дорожного ЧП» на трассе М10. Причем с анализом ситуации и предложениями на будущее выступил не курирующий отрасль Аркадий Дворкович, а отвечающий за оборонку Дмитрий Рогозин.
Соответствующими были и предложения. «Надо использовать возможности инженерных подразделений Вооруженных сил, у них есть специальная техника, – сообщил вице-премьер. – В Европе и других государствах к этому прибегают, когда складываются такого рода ситуации». Тем самым стране предлагается с наступлением зимы переходить на военное положение – иначе уже не получается.
Полной картины происшедшего в минувшие выходные на трассе Москва – Санкт-Петербург нет до сих пор. Разные ведомства говорят о заторах в 50, 130, даже в 200 км. Это не рекорд: в бразильском Сан-Паулу фиксировали и побольше – 265 км. Но там не было русского мороза, полутораметровых снежных заносов, беспомощности спасателей и мародерства придорожных коммерсантов, взвинтивших цены на еду и тепло для попавших в беду людей.
Число застрявших на трассе фур оценивается в как минимум в 4 тысячи. Это очень много для М10, имеющей на ряде участков всего по три полосы движения. И это был бы нормальный грузопоток для Октябрьской железнодорожной магистрали, недавно отметившей свое 161‑летие. Но раньше ее главный ход (бывшая Николаевская дорога) эксплуатировался как в грузовом, так и в пассажирском режимах. А с пуском скоростных поездов «Сапсан» дорога между двумя столицами стала преимущественно пассажирской. Грузовые составы поехали в объезд, скорость доставки грузов и привлекательность маршрутов резко снизились.
Автодорога кряхтела, но работала, хотя еще с позапрошлого лета километровые очереди из грузовых фур стали здесь нормой. А самый сложный участок у Вышнего Волочка водители давно прозвали «сволочок».
Для большой беды здесь не хватало лишь большого снегопада – и в канун выходных он обрушился на М10. Попутно выяснилось, что многие фуры шли на летней и даже лысой резине. Дорожная полиция, как обычно, не спешила к местам аварий, и каждый мелкий затор моментально перерастал в глухую пробку.
Правда, как утверждает глава МЧС Владимир Пучков, «полиция хорошо справилась с задачей организации реверсного движения: легковые автомобили и автобусы вывели из пробок и по встречке, в сопровождении машин ГИБДД, вывели из заторов». То есть даже на трассе М-10 нашлось место подвигу, за что его творцам скажем спасибо – без всякой иронии. Но хорошо бы не забыть и тех людей, которые задолго до того на своих рабочих местах, собственными действиями или бездействием, создали все условия для последующего проявления чьего-то героизма.
Пока известно, что управление ГИБДД Тверской области возбудило 10 административных дел на дорожников, обслуживающих федеральную трассу М-10 «Россия». «ДЭП-75 отвечает как раз за ту сторону дороги, где возникли первые и основные очаги заторной ситуации – с 158 по 174 километр», – пояснили в ведомстве. Теперь виновникам грозит штраф от 20 до 30 тысяч рублей. Могу смело предположить, что это меньше 0,0001% от ущерба, понесенного людьми, попавшими в эту беду на трассе М-10. А было бы полезно вчинить дорожникам и несколько сотен (или тысяч?) гражданских исков. За поврежденные в пробках автомобили. За трехсуточные простои грузовых фур, которые безнадежно опоздали с доставкой. За порчу груза. И так далее.
Нелишне было бы устроить обсуждение «снежного ЧП» и в местных (придорожных) органах власти, задавшись всего одним вопросом: почему на их территории стало возможным «коммерческое мародерство», когда от людей, попавших в снежный плен, требовали в придорожных харчевнях по 150 рублей за батон хлеба, по 500 рублей за тарелку супа, да и плату за стоянку большегруза на отведенных площадках задрали до «чрезвычайных» 500 рублей?
Правда, министр транспорта РФ Максим Соколов считает, что «самое главное – не найти виноватых, а мобилизовать все имеющиеся силы на разрешение сложившейся ситуации». Но для мобилизации существует МЧС, а Минтранс, по идее, должен думать о перспективе. Однако в ноябре именно министерство, возглавляемое Максимом Соколовым, презентовало госпрограмму развития транспортной системы на 2013–2020 годы, из которой в последний момент исчезло строительство высокоскоростных железнодорожных магистралей.
В частности, сооружение такой дороги между Москвой и Санкт-Петербургом отложено до лучших времен. Хотя в случае его реализации существующая Октябрьская дорога могла бы вновь заняться грузовыми перевозками между двумя столицами, облегчив жизнь многострадальной М-10.
Вчера после обеда на злополучной трассе опять образовался затор. Новая пробка в несколько десятков километров растянулась от Торжка до Вышнего Волочка, где, как шлагбаум, работает проклинаемый всеми водителями светофор. Постепенно движение встает и в другую сторону – на подъезде к Вышнему Волочку и местами дальше до Твери. По информации очевидцев, на этом участке дороги нет ни МЧС, ни сотрудников правопорядка, водители испытывают трудности с топливом и питанием. Так что всю надежду возлагают только на волонтеров.