Берегись автогражданки

Приобретать полис ОСАГО автомобилисты скоро будут по новым расценкам

В Российском союзе автостраховщиков считают, что нынешние тарифы необходимо увеличить. Это может вызвать такую же волну возмущения среди автовладельцев, как и при повышении транспортного налога, уверены эксперты.

Заметно повысить тарифы на обязательную «автогражданку» планирует Российский союз автостраховщиков. По мнению РСА, те суммы, которые сейчас платят автомобилисты, не могут покрыть все расходы по выплатам.

Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств действует в России уже седьмой год. Установленные в 2003 году тарифы не менялись. По мнению страховых компаний, в таких условиях им невыгодно работать. «Если учесть все расходы, то получится, что при существующих тарифах убыточность ОСАГО превышает 100%, — пояснил „Труду“ генеральный директор СГ „Межрегионгарант“ Евгений Потапов. — Только исходя из показателей инфляции ставки по „автогражданке“ давно пора изменить».

О том, что расценки необходимо повысить, автостраховщики всерьез заговорили ещё в прошлом году. Тогда речь шла об увеличении ставок в среднем на 40–50%. На этот раз диапазон повышения тарифов оказался более широким. Называются пределы от 25,4 до 86,8%. В РСА уже разработали девять вариантов изменения тарифов. «Теперь дело за Минфином, именно там должны окончательно определиться с расценками», — отметил Игорь Васюков.

Необходимость увеличения тарифов по «автогражданке» страховщики связывают не только с инфляцией. Дело в том, что Минфин намерен изменить суммы выплат по страховым случаям. Предлагается за ущерб, нанесенный жизни и здоровью, выплачивать пострадавшему в ДТП до 500 тысяч рублей (сейчас — не более 160 тысяч рублей). А испорченное имущество хотят оценить в 150 тысяч рублей вместо нынешних 120 тысяч. «Поэтому повышение страховых сумм должно автоматически повлечь и увеличение тарифов по ОСАГО», — считает Васюков.

По закону об ОСАГО стоимость полиса зависит от нескольких критериев. Во-первых, есть отдельные базовые ставки для личных легковых машин, такси, грузовых автомобилей, общественного транспорта (трамваев и троллейбусов) и прочих средств передвижения. Во-вторых, учитываются характеристики каждого определенного автомобиля: мощность двигателя, дата выпуска автомобиля, сколько человек имеют право управлять им. Также имеет значение возраст, водительский стаж автомобилиста и то, как много у него было ДТП. Кроме того, владелец, к примеру, «Жигулей» шестой модели, проживающий в Москве, платит иную сумму, нежели автомобилист из Нижнего Новгорода.

Сейчас москвич, у которого в гараже стоит «Лада Калина» (98 лошадиных сил), платит за обязательную «автогражданку» 3960 рублей. Если тариф повысят на 86,8%, то за полис ему придется выложить уже 7398 рублей. Лидер московского отделения Федерации автовладельцев России Сергей Канаев считает, что повышение тарифов по ОСАГО необоснованно.

«Автовладельцы и так платят немаленькие суммы, а страховщики хотят ещё больше на них заработать», — говорит эксперт. Кроме того, новые расценки могут вызвать волну возмущений. «Мы через это проходили совсем недавно, когда власти хотели повысить транспортный налог. В условиях кризиса любое повышение тарифов может заставить людей выйти с протестами на улицу», — подчеркнул вице-президент Движения автомобилистов Леонид Ольшанский.