Речь идет о праве потерпевшего предъявлять требования о возмещении вреда, причиненного его имуществу, непосредственно к страховщику, с которым заключен договор ОСАГО. Кроме того, прописаны процедура получения потерпевшим страховой выплаты, порядок определения страхового возмещения, причитающегося нескольким потерпевшим. Введена специальная мера гражданско-правовой ответственности - неустойка за несвоевременную страховую выплату. Кстати, страховщик обязан будет рассмотреть заявление потерпевшего о страховой выплате в течение 30 дней со дня получения. И в этот же срок либо удовлетворить его, либо мотивированно отказать клиенту в его претензиях.
Страховая сумма возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего (даже когда потерпевших в определенных страховых случаях несколько), может составить уже до 160 тысяч рублей. Вот что рассказала "Труду" директор по маркетингу ЗАО "Страховая компания АСК - Петербург" Татьяна Долинина. Если сегодня маршрутка попадает в ДТП, то на всех в ней пострадавших выдается 240 тысяч. Как хочешь, так и дели на 10 - 15 человек. С вступлением в силу поправки - с 1 марта - каждый пострадавший или его наследник получит до 160 тысяч. Что касается погибших, то их иждивенцам положено полное возмещение - 135 тысяч плюс 25 тысяч на похороны. Прежде, как известно, выплачивалась сумма от средней зарплаты. Если она у покойного составляла, скажем, 3 - 5 тысяч, то соответственно и выплаты были копеечные.
Впрочем, с новыми выплатами еще не до конца все решено. По идее они должны быть единовременными, но для этого требуется выпустить отдельное постановление правительства.
В Законе об ОСАГО, подписанном вчера президентом, присутствует и одна весьма спорная статья - о том, что при незначительных ДТП с участием двух транспортных средств должна быть упрощенная процедура оформления документов, без участия сотрудников ГИБДД. Руководитель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин считает, что в таком случае разбор полетов будет занимать куда меньше времени и сократится количество пробок на дорогах. Страховщики уверены: эта мера приведет лишь к огромному количеству судебных разбирательств. Ведь в разборках на дорогах станут выигрывать водители опытные и нахрапистые, а "чайники" будут всегда внакладе.
Естественно, у страховых компаний по поводу нового закона нет восторгов. Более того, накануне его принятия в Думе в Москве прошла международная конференция автостраховщиков, на которой был поднят вопрос о необходимости пересмотра страховых тарифов. Некоторые участники рынка заявили, что если не повысить тарифы минимум на 20 процентов, то рынок автогражданки может обанкротиться уже в 2008 году. Татьяна Долинина аргументировала мнение коллег так:
- Нынешние тарифы были приняты в середине мая 2003 года и с тех пор, несмотря на инфляцию и удорожание стоимости ремонта машин на 30 - 35 процентов, не менялись. Весь страховой рынок, конечно, не обанкротится, но для компаний, скажем, на Урале, в Сибири, а также в небольших городках и поселках (где маленький территориальный коэффициент), бизнес может стать убыточным.
Судя по всему, этот закон в цикле "саг" об ОСАГО не последний. Как заявил "Труду" адвокат Антон Недзведский, ОСАГО требует куда более значительных изменений. Ведь по логике вещей страховаться должен не автомобиль, а его владелец. И если у него, скажем, две машины, то он не должен платить за обе.
ЧТО ПРИБАВИЛ В ОСАГО НОВЫЙ ЗАКОН
Ввел порядок прямого возмещения убытков.
Установил фиксированную страховую выплату при причинении вреда жизни потерпевшему.
Снял ограничения на размер страховой суммы при причинении вреда жизни и здоровью нескольких потерпевших.
Упростил процедуру оформления ДТП - без участия сотрудников милиции.