АНТРАКТ

Известный в стране, да и в мире храм искусства вскоре закроется на два с половиной года. Архитекторы обещают сохранить "лицо" Большого, однако изнутри он подвергнется кардинальным изменениям. Чтобы узнать подробности, корреспондент "Труда" встретилась с автором проекта Никитой Шангиным.

На сегодняшний день у Большого театра есть три серьезные проблемы: ветхость, нехватка помещений, несовершенство сценического оборудования. Когда в 1856 году после пожара театр был заново отстроен по проекту Альберта Кавоса, его труппа насчитывала 200 человек. Сейчас - в десять раз больше. Нормальное соотношение зрительской и сценической зоны современного оперного театра - это один к четырем, а в здании парижской "Опера Бастий" - один к девяти. В Большом эти части равны.
В свое время с такими же трудностями сталкивались многие ровесники Большого. К примеру, английский "Ковент-Гарден" находится в районе плотной застройки. Правительство скупило соседние дома и расширило театр за их счет. В отличие от собрата российский театр будет расти не вширь, а вглубь. "Под землю уйдет вся техническая часть, под основание которой положат монолитные железобетонные конструкции. За счет этого будет решена проблема устойчивости здания", - рассказывает Шангин. Из-за близкого соседства с руслом реки Неглинки грунты под Большим театром ненадежные - за двести лет остов здания расшатался. Ходили даже слухи, что одна из многотонных колонн на фасаде накренилась вперед.
Пять подземных этажей должны с лихвой восполнить сегодняшнее отсутствие складских помещений. На фасаде со стороны Копьевского переулка появится гигантский стеклянный лифт для подъема декораций. Кстати, это единственная стена из четырех, которую решено преобразовать. Все остальные фасады сохранят привычный облик. Буфеты и гардеробы переедут под Театральную площадь. Зрители будут подниматься в вестибюль по эскалаторам. Для инвалидов предусмотрены лифты. Закрытые сейчас "черные" лестницы переоборудуют под эвакуационные ходы. А две главные лестницы закроют стеклянными щитами, чтобы в случае, не дай Бог, пожара огонь не мог повредить людям. (Эти изменения были внесены в проект по требованию органов безопасности после трагических событий в Беслане.)
Большие перемены ожидают и сценическую часть. За главной сценой появится так называемая арьерсцена. Во время паузы между актами техническим работникам нужно будет просто опустить сцену и убрать с нее старые декорации, новые въедут с арьерсцены. Довольно тесная оркестровая яма до сих пор не могла вместить оркестр, исполняющий оперы Вагнера или Рихарда Штрауса. Поэтому произведения этих композиторов были практически исключены из репертуара Большого. Проектом реконструкции предусмотрено ее расширение и восстановление исторической акустической конструкции. Когда-то стены оркестровой ямы были снабжены резонирующими деками, но в советское время пространство под ними залили бетоном. Теперь эту ошибку исправят. Однако в отличие от прежних времен, эта конструкция будет мобильной. Под авансценой разместится склад музыкальных инструментов. Подвижная часть оркестровой ямы будет опускаться и подниматься для их загрузки.
Кроме всем известного занавеса появятся еще два: с видом на Кремль и Воробьевы горы. Что касается герба СССР, который украшает сейчас фронтон театра, замена его на современный, по мнению авторов проекта, - это компетенция политиков, а не архитекторов. Но такой вариант тоже прорабатывается.
Останется историческое деление артистических комнат на мужскую и женскую половины. Сохранятся мемориальные гримерные Шаляпина и Улановой. Здесь же разместятся люксы для ведущих солистов. Все артистические будут обеспечены санузлами. До сих пор, как в дешевых гостиницах, артистам приходилось выстраиваться в очередь в единственную душевую кабину...
Вызвавший много споров портик Бове - единственное, что сохранилось от первоначального театра, - все-таки решено убрать. Сейчас портик находится внутри стены и никому не виден. Первоначальный проект реконструкции предполагал его появление на свет после векового заточения. Теперь же говорят, что это экономически невыгодно и лишит театр так нужных ему дополнительных сценических площадей. "Портик следует демонтировать и перенести туда, где им действительно можно было бы любоваться, например, в музей", - считает Никита Шангин.
На днях проект реконструкции Большого был направлен на обсуждение в Росгосэкспертизу. Результаты станут известны во второй половине декабря. Уже составлена расчетная смета будущих работ, которая составляет 15 тысяч долларов за каждый квадратный метр.