Графиня Ростопчина писать стихи стала еще в юности, но активную творческую жизнь начала достаточно поздно, после неудачного брака. Тем не менее успех ее стихотворений в свете был ошеломляющим.
Главной темой ее творчества стали женская неразделенная, горькая, но высокая любовь, мир одинокой светской дамы. Это была настоящая женская поэзия, отличавшаяся изящной формой и тонким аристократическим вкусом. О ней лестно отзывались Пушкин, Лермонтов и Жуковский. Лермонтов посвятил Ростопчиной свое стихотворение "Я знаю - под одной звездою // Мы с вами были рождены..."
Первый сборник ее стихов вышел в 1841 году и был встречен с восторгом. Жуковский даже передал графине одну из своих реликвий - незаконченный альбом стихов Пушкина, доставшийся ему после смерти поэта.
Однако политические общественные настроения все-таки оказали влияние на позднее творчество графини. Революционные демократы - Белинский, Чернышевский и Добролюбов - недолюбливали поэтессу. Они считали ее стихи хоть и даровитыми, но малосодержательными и "ретроградскими". Оно и понятно - в молодости графиня не писала о тяжелой доле народа и о грядущей революции и мечтала о чистой любви, которая впоследствии будет объявлена "мещанским пережитком". А революционеры, как известно, любовью и женщинами не интересовались. К тому же в двух произведениях, написанных в 1856 году ("Возврат Чацкого в Москву" и "Дом сумасшедших"), Ростопчина одинаково карикатурно изобразила и славянофилов, и западников, чего, естественно, радетели за народное благо ей простить не смогли.
Правительство также усмотрело в этих произведениях крамолу, и они были запрещены цензурой. Таким образом Ростопчина оказалась в конфликте и с властями предержащими, и с правыми, и с левыми. Ее продолжение "Горе от ума" было опубликовано только в 1865 году, через семь лет после смерти графини. Кстати, некоторые современники считали эту пьесу не только талантливым подражанием Грибоедову, но и весьма своевременным произведением. Полное название звучит так: "Возврат Чацкого в Москву, или Встреча знакомых лиц после двадцатипятилетней разлуки".
Действие происходит в Москве в доме Фамусова в 1850 году. И начинается этот "разговор в стихах" примечанием самой Ростопчиной о возрасте действующих лиц: "При означении лет, мы приняли в расчет, что "Горе от ума" написано... и ходило по рукам в России до 1826 года, стало быть, действие могло относиться к предыдущему, то есть 1825 году, а так как у Грибоедова говорится про Софью Павловну: "В семнадцать лет Вы расцвели прелестно!", то мы должны полагать, что в 1850 году ей около 43-х лет, а так как в "Горе от ума" не раз говорится, что Чацкий воспитан с Софьей, что они детьми вместе играли, поэтому мы думаем, что Чацкий не может быть много старше Софьи, а вероятно, какими-нибудь четырьмя-пятью годами". Получается, что в пьесе Чацкому - 48 лет, Фамусову - уже 78, Скалозубу - 55, а Молчалину, так же, как и Чацкому, - 48.
В ремарке к первому явлению Ростопчина пишет: "Чацкий довольно сухой человек, с лицом уставшим, бледно-желтого цвета, с большой лысиной на голове, он носит усы, бородку козлиную a la Napoleon III и даже рояльку на подбородке - это знамя независимости; одет самопроизвольно и небрежно, на нем пальто неопределенного цвета, жилет de fantaisie, в руках у него круглая соломенная шляпа и большая трость, галстук его яркого цвета и повязан на нем свободно, одним словом, он весь так и смотрит туристом или американским плантатором".
Чацкий очень много путешествовал и занимался все это время науками (статистикой и геологией), печатался в различных научных журналах. В Москву он приехал из Брюсселя "с конгресса ученых и любителей наук".
Все высмотрел!..
Пора уж на покой!..
Дай, - думаю, -
отправлюсь я домой!..
Авось ли с Родиной
теперь я уживуся?..
Я хладнокровней стал,
умнее и добрей,
Так с суетой мирской
и глупостью людей
Скорей сойдусь
и помирюся!..
Но в доме Фамусовых он встречает практически то же общество, что и до отъезда. Сплетни, интриги, клевета, низость, глупость - со всем этим вновь сталкивается Чацкий.
Внучка графини Хрюминой, кокетничая с неженатым Чацким, рассказывает ему все сплетни и слухи о событиях последних лет. От графини он узнает, что его юношеская любовь Софья Павловна вышла замуж, но не за Молчалина, а за Скалозуба, который за эти годы стал военным губернатором в какой-то провинциальной губернии. Графиня не без ехидства раскрывает историю замужества Софьи: отец увез ее в свое саратовское имение и целый год держал там, а потом тихо обвенчал со Скалозубом.
Впрочем, Софья недолго горевала и теперь полностью руководит своим мужем - даже он обязан ей своей карьерой. Сам Скалозуб, оказавшись при должностях "с подчиненных взятки брал", а став губернатором "грабить стал обеими руками". У Софьи и Скалозуба четверо детей: две дочери Надя и Вера - 20-ти и 18-ти лет, а также два сына 19-ти и 17-ти лет - студенты московского университета. Кстати, Софья, узнав, что Чацкий богат и еще не женат, начинает снова заигрывать с ним, чтобы сосватать ему какую-нибудь из своих дочерей.
Молчалин благодаря Фамусову попал в Сенат и дослужился до действительного статского советника. Он женился на богатой и красивой тридцатилетней польке Гедвиге Францовне. У них, как и у Скалозубов, - четверо детей, но помладше - от 5 до 10 лет.
Семейство Молчалиных живет в доме у Фамусова, который по-старчески влюблен в Гедвигу Францовну. Чтобы угодить своей молодой пассии, Фамусов выделил ее детям "особый капитал" и сделал Молчалина опекуном своих имений. Теперь Молчалин решает все денежные вопросы несостоявшегося тестя, а Гедвига Францовна в своих интересах управляет Фамусовым.
Из-за этого развивается конфликт между семьей Молчалиных, претендующих на особую роль в доме и часть наследства старика Фамусова, и семьей Скалозубов, где Софья считает себя единственной наследницей состояния отца.
Но все эти житейские коллизии не являются главными в пьесе. Основной темой, как ни странно, стало предчувствие надвигающегося конфликта в российском обществе, - что тонко уловила Ростопчина в умонастроениях тех лет.
Собирающееся у Фамусова общество, повинуясь всеобщей моде, разделилось на западников и славянофилов, которые до хрипоты и ненависти постоянно спорят друг с другом о том, каким путем и куда должна идти Россия, предлагая взаимоисключающие векторы движения. Чацкий, стараясь быть над этой политической схваткой, не поддерживает ни тех, ни других, более того, он обрушивается с беспощадной критикой на представителей обеих враждующих сторон. В результате он снова оказывается в изоляции: его поддерживает только новый персонаж пьесы - княгиня Ольга Юрьевна Цветкова, прообразом которой является, как видно, сама Ростопчина.
Кульминацией произведения становится спор Чацкого со славянофилами и западниками. В этой вечной, до сих пор продолжающейся российской дискуссии - смысл всего произведения. А слова, вложенные Ростопчиной в уста Чацкого, вообще воспринимаешь как горько-пророческие:
О, проповедники слепые уравненья!..
О! поджигатели общественного мненья!
Грядущего жрецы!.. Прости вам Бог, что вы,
Безумно жаждая и славы, и молвы,
Смущаете наш век несбыточным мечтаньем
И тленных благ земных болезненным желаньем;
Что сеете вы горечь и раздор,
Что дразните вы чернь мишурным блеском
Лжеистины, что ваш высокопарный вздор
Детей увлек ко злу хлопушным треском!..
Прости вам Бог ваш неразумный бред
И человечеству уж нанесенный вред, -
И все, что впереди, посеянное вами,
Взойдет погибелью над нашими сынами!..
Материал подготовил