- Главное - это стратегическое партнерство никогда не было заряжено духом конфронтации и не направлено против третьих стран. Напротив, мы убеждены, что потенциал двустороннего сотрудничества не только Индии и России, но Индии и Китая, России и Китая можно и нужно реализовать на общее благо. И не случайно наш президент в одной зарубежной командировке решил посетить и Дели, и Пекин. Думаю, это свидетельство повышенного внимания российского руководства к азиатскому вектору внешней политики. В перспективе партнерство трех наших великих держав способно стать базой для создания принципиально новой системы безопасности в Азии.
Взаимодействие в военной области - самый высокий уровень межгосударственного взаимодействия. И одновременно самый чувствительный. Если одна страна поставляет другой самое современное оружие - значит, она полностью доверяет партнеру. Но мы поставляем Индии не просто лучшее, что есть в наших арсеналах. Россия отправляет туда даже то, чего еще не имеют наши Вооруженные силы. При этом мы уверены, что, укрепляя оборону Индии, укрепляем и собственную безопасность в Азии.
В этой связи приведу несколько цифр. Наше военно-техническое сотрудничество с Республикой Индия осуществляется с 1960 года. За это время подписано контрактов на сумму более 33,3 миллиарда долларов США. Из них Россией уже выполнено обязательств на 29,8 миллиарда долларов. Объем нашего предстоящего военно-технического сотрудничества на период до 2010 года, по расчетам аналитиков, способен составить еще около 10 миллиардов долларов. Здесь наблюдается явный прогресс, чего нельзя сказать о торговом обороте между Москвой и Дели. На протяжении нескольких последних лет он не превышает 1,5 миллиарда долларов, хотя должен быть в 10-20 раз больше.
Замечу, что жизнь диктует нашим странам необходимость совершить эволюцию военно-технического сотрудничества от простого приобретения уже готовых образцов вооружений и военной техники до совместной их разработки и производства. В том числе и совместным выходом с нашей общей продукцией на международный рынок.
Сегодня, когда с выходом Соединенных Штатов из Договора по ПРО рушится вся строившаяся десятилетиями методология взаимоотношений между ядерными государствами, возникает острая потребность в интеллектуальной проработке принципиально новой схемы взаимоотношений между ними. И без учета интересов таких крупных партнеров, как Индия, нельзя обеспечить глобальную безопасность, контроль над ядерным оружием, нераспространение ракетно-ядерных технологий.