ОСОБЫЙ ОТРЯД

Четыре года назад в штрафном изоляторе ИК-8 ежедневно находилось до 60 нарушителей режима. Теперь их в 6 раз меньше. Зато условно-досрочных освобождений в колонии, наоборот, стало втрое больше. Руководство считает, что изменения к лучшему происходят благодаря созданному здесь особому адаптационному отряду. Это нечто сродни обычному тюремному карантину, который новоприбывшие зэки проходят везде. Только вместо двух недель в ИК-8 он порой затягивается до трех месяцев.

С утра - на зарядку, днем - лекции по Уголовно-исполнительному кодексу, а главное - постоянно общайся с психологом. Одновременно в отряде числится не более 100 человек. Получается, под присмотром каждый. Один из отцов идеи - зам. начальника колонии по безопасности и оперативной работе Сергей Патронов проработал 17 лет. Понял, как важно вовремя сориентировать заблудшие души, подготовить к предстоящему житью-бытью в неволе. Некоторых приходится учить пользоваться даже зубной щеткой. Но это мелочи. Гораздо нужнее дать осужденным знания об их правах и обязанностях. Как ни странно, сложнее всего ломать стереотипы у тех, кто на зоне еще никогда не был. Насмотрятся фильмов-страшилок, наслушаются баек бывалых зэков - и готовятся, как к войне. Зачастую новичок заранее убежден, что всем вокруг должен, и сам же интересуется, чего и сколько положено вносить на "общак". А ведь многие воровские законы давно себя изжили. Сегодня все гораздо проще и прозаичнее. За те три часа, которые я провела в ИК-8, не увидела ни одного пожилого лица. Все больше молодые ребята... И если есть в этом хоть какой-то плюс, так это то, что головы у них еще не забиты "понятиями".
К примеру, когда-то трудиться считалось для осужденных (и не только для таких "аристократов", как воры в законе) позором. Нынче на 400 рабочих мест в "восьмерке" зэки попадают по конкурсу. Почти каждый из примерно 1 700 здешних обитателей мечтает приобрести квалификацию. Шьют, вяжут, обрабатывают дерево и металл. Трудовой энтузиазм прививают в адаптационном отряде. Тут все равны. Кстати, даже убираются в жилом помещении по очереди, а не по кастовой принадлежности. Главное, начать и не торопиться - такой совет прежде всего дает своим подопечным психолог Абай Джангунаков. Не делать скоропалительных выводов, не судить по чужому опыту, не ставить на себе крест. Правильный психологический настрой осужденным жизненно необходим. Настрой - на досрочное освобождение. Это цель, все остальное - временные трудности. Как говорит Абай: "Если сидишь ты, значит, сидят и твои близкие". Психолог занимается восстановлением семейных связей, налаживанием переписки. В последнее время у него нет отбоя от желающих прийти и посоветоваться о личном - о чем не всякому скажешь.