Осталась лишь вот это: "Подделка билетов Банка России преследуется по закону". Действует она примерно так, как предупреждение Минздрава о вреде курения: количество фальшивок в стране не уменьшается. Наиболее серьезная ситуация сохраняется в Москве, которая считается едва ли не мировым центром сбыта фальшивок из-за огромной массы наличности в обращении. В столицах других государств давно пользуются чековыми книжками или кредитными карточками, подделать которые намного сложнее. Цифры говорят сами за себя: с начала года в столице совершено 3080 преступлений, связанных с подделкой денег. По сравнению с 1999 годом отмечен беспрецедентный рост - 1132 процента.
Всего же в России в этом году зафиксировано более 10 тысяч преступлений, что на 35 процентов превышает показатели прошлого года. Ущерб составил 120 млн. рублей. Обезврежено 895 преступных группировок, что почти на 60 процентов больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Боязнь фальшивок заставляет продавцов все чаще смотреть на свет протянутые деньги, проверять банкноты на ощупь, слушать на "хруст".
По данным сотрудника столичного Управления по борьбе с экономическими преступлениями Василия Панкратова, в Москву подделки, как правило, завозят. Немало крови оперативникам, в частности, испортили чеченские поставщики и сбытчики фальшивок. В аэропорту "Внуково" у 43-летней чеченки, прибывшей из Ингушетии, изъято более 1,2 тысячи поддельных 100-долларовых купюр. Неудачно закончилась и попытка чеченки Масары Тавсултановой сбыть в столице 10 тысяч эрзац-баксов. Были также арестованы четверо ее "охранников". Разоблаченная банда торговала фальшивками в 30 регионах России, ее "разработку" вели более полугода. К уголовной ответственности привлечены 9 человек.
Изготовление фальшивых денег некогда было уделом высококлассных специалистов. Годами они постигали смежные профессии, изучали состав бумаги и красок, до тонкостей разбирались в полиграфии и могли составить конкуренцию классному фотоцинкографу или печатнику.
Один из наиболее известных фальшивомонетчиков прошлых лет скромный ставропольский шофер Виктор Баранов 6 лет изучал специальную литературу. Был, говорят, абонентом "Ленинки", где перепортил немало книг, вырезая нужные для себя страницы и абзацы по литью форм, составам красителей, прессовому делу. Только на создание водяных красок у него ушло три года. Сконструированные им приспособления во многом уникальны. Он, например, сконструировал нумератор, позволявший менять номера на каждой купюре. Баранов бросал свои 25-рублевки под ноги прохожим, потом шел за очередным счастливчиком и смотрел, как тот разменивает его "произведение", следил за реакцией кассира, а также за тем, не последует ли проверка в данном магазине.
Подделки Баранова смогли отличить только на специальной экспертизе в Гознаке. В 1977 году из обращения было изъято его фальшивок на 23 тысячи рублей. Их обнаружили в 70 городах Советского Союза.
Многие умельцы рисовали деньги так, что отличить от настоящих их было сложно. Вот почему профессиональным фальшивомонетчикам в местах лишения свободы разрешалось иметь только авторучки с синей пастой, и никаких других цветов.
У нынешних фальшивомонетчиков, по мнению оперативников, нет никакой "профессиональной гордости". Каждые 9 из десяти подделок изготовляются на цветных ксероксах, что позволяет заниматься изготовлением подделок даже подросткам и людям, не имеющим каких-либо специальных навыков. По мнению специалистов, среди фальшивомонетчиков немало "людей случайных", которые не готовились к преступлению и даже не думали ни о чем таком, пока у них на работе или дома не появился качественный цветной принтер.
Чаще стали "делать деньги" с помощью "одного нажатия на кнопку мыши" компьютера. В компьютеры вводится сканированные изображения банкнотов, затем они распечатываются на высококачественных цветных принтерах. В этих случаях в организованные преступные группы нередко входят художники-дизайнеры или молодые люди, хорошо владеющие компьютером.
Между тем никто не отменял постановление правительства России от 11 октября 1994 года о порядке учета, хранения и использования средств цветного копирования, согласно которому любой множительный аппарат цветного копирования должен быть в соответствующем порядке зарегистрирован в органах внутренних дел. К сожалению, об этой регистрации сегодня практически не вспоминают.
Сотрудник столичного УБЭП Василий Панкратов не советует вступать в сомнительные операции у обменных пунктов до начала их работы или во время так называемых "технических перерывов". "Если вас заманивают бойкие дельцы, которые, как правило, работают парами - мужчина и женщина, - торопят, значит, точно "разводят", остерегайтесь таких обменов. Как правило, это "ломщики" валюты. Они и "куклу" подсунут, и фальшивку".
По мнению Панкратова, "опасными зонами" остаются столичные рынки. Недавно на Киевском рынке оперативники обезвредили троих гастролеров, у которых было сторублевок на 130 тысяч рублей. Один из задержанных - житель Ставропольского края, его подельниками оказались двое украинцев.
...Борьба с фальшивомонетчиками была безжалостной во все времена. В средневековой Германии отправляли на виселицу, в Англии сжигали на костре, в Китае живьем закапывали в землю, в Японии распинали на кресте... Суровая ответственность за подделку монет была установлена и в России - при Иване Грозном, например, преступникам заливали в рот расплавленный свинец.
В нашей истории был период, когда этого преступного промысла практически не было. В годы Великой Отечественной войны выявлено всего 710 поддельных банкнотов. Роль денег в то время была невелика, преобладал прямой товарообмен.
Сейчас за преступные деяния можно получить до 15 лет лагерей с конфискацией имущества. Согласитесь, суровая кара.